Новости

Новости : ЛОГИСТИКА

18.01.2023

Крупнейшие контейнерные терминалы Петербурга в 2022 г. снизили грузооборот в 3 раза

Крупнейшие контейнерные терминалы Петербурга в 2022 г. снизили грузооборот в 3 раза

Группа Global Ports, владеющая крупнейшими контейнерными терминалами на территории Большого порта Санкт-Петербург, опубликовала операционные результаты за 2022 г. Согласно данным компании, грузооборот контейнеров на «Первом контейнерном терминале» и в терминале «Петролеспорт» в 20222 г. по сравнению с 2021 г. упал более чем в 3 раза.

«Первый контейнерный терминал» в 2022 г. перевалил 628 000 TEU. Это на 65,5% меньше, чем в 2021 г. «Петролеспорт» обработал 399 999 TEU – на 66,7% меньше, чем в 2021 г. «Усть-Лужский контейнерный терминал», который также входит в состав в группы и находится в порту Уста-Луга Ленинградской области, снизил показатели заметно меньше. Так, в 2022 г. он перегрузил 29 000 TEU, это лишь на 38,2% меньше итогов 2021 г.

Как пояснили в пресс-службе группы, существенное снижение оборота контейнеров произошло из-за значительного сокращения числа судозаходов ключевых контейнерных линий в порты России в Балтийском бассейне. Напомним, что 1 марта о временной приостановке приема новых заявок на перевозку, за исключением продовольственных и грузов медицинского и гуманитарного назначения, сообщили датский перевозчик Maersk, швейцарская MSC и французская контейнерная линия CMA. На фоне всех ограничений, связанных с уходом международных контейнерных линий, с запретом на заход российских судов в европейские порты, наложенных санкций на экспорт многих российских товаров, стивидорные компании Петербурга и Ленобласти ощутили еще и дефицит самих контейнеров.

Стоит отметить, что итоговое падение грузооборота на контейнерных терминалах оказалось меньше, чем прогнозировали аналитики. В мае директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов в разговоре с «Ведомостями» называл прогнозное снижение перевалки контейнеров в Балтийском бассейне по итогам года на 80-90%. По итогам III-IV кварталов консолидированный грузооборот контейнеров на «Первом контейнерном терминале» снижался на 93,8-98,4%, «Петролеспорт» терял по 95,5%.

Председатель комитета по транспорту и логистике Санкт-Петербургской ТПП, к.э.н. Антон Кривошеев отметил, что удержать падение грузооборота контейнеров на уровне 60% вместо 80-90% в первую очередь помог дипломатический подход со стороны правительства РФ и властей города, который обеспечил договоренности на поставки отдельных грузов.

Один из примеров – прибытие в местный порт рефрижераторного грузового судна с фруктами из ЮАР. Перевозку осуществила компания Baltic Shipping. Как сообщили власти города, это первая прямая зимняя поставка за 30 лет. По словам Кривошеева, подобных примеров, когда отправка грузов была осуществлена на основе дипломатических договоренностей на уровне властей регионов или стран может быть несколько, но не все такие масштабные. «Безусловно это большое событие для нашего города», — отметил он.

Заведующий кафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев называет еще одной причиной сохранения показателей контейнерооборота на приемлемом уровне переориентацию белорусского экспорта в порты России. По данным генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, объем перевозок белорусских удобрений в Южную Америку и Юго-Восточную Азию через порт Усть-Луга в 2022 г. составила 777 000 т, грузоперевозки осуществлял оператор «Модуль» для компании «Беларуськалий». Запускались и другие новые направления: в июне петербургская транспортная компания «Модуль» запустила прямой сервис по транспортировке контейнеров из «Петролеспорта» в порты Индии (Нава-Шева, Мундра, Ченнаи).

Другое направление, которое начало более активно развиваться в 2022 г. после введения санкций – Северный морской путь. «Усть-Лужский контейнерный терминал» 4 ноября 2022 г. принял первое регулярное судно нового контейнерного сервиса из Китая. Оператором выступила транспортно-экспедиторская компания «Трансмастерс». 5 декабря второе судно пришло уже в «Первый контейнерный терминал». Перевозки осуществило судно ледового класса «Мончегорск».

Транспортная группа FESCO в октябре 2022 г. запустила регулярные отправки груженых контейнеров по маршруту Санкт-Петербург – порт Восточный – Петропавловск-Камчатский через Северный морской путь, при этом часть контейнеров после перегрузки в порту Восточный направляются в страны Юго-Восточной Азии. В рамках первого рейса 9 октября из порта Санкт-Петербург на атомном лихтеровозе «Севморпуть» отправили 89 40-футовых контейнеров, в том числе с экспортным грузом российских нефтехимических и лесопромышленных компаний.

По мнению Кривошеева, новые маршруты помогли частично компенсировать упавший грузооборот. Но на контейнерные перевозки по Северному морскому пути пришлись лишь доли процента от общего объема перевалки контейнеров в 2022 г. Дмитриев тоже подчеркивает, что пока по СМП осуществляются разовые перевозки, фактические за весь год было перевезено несколько сотен контейнеров: судно «Севморпуть» максимально вмещает лишь 1300 TEU.

«Северный морской путь — это прекрасная альтернатива на перспективу. Пока идет техническая отладка маршрутов по СМП, потому что необходимо подготовить полноценную логистическую инфраструктуру для освоения этого маршрута. Этот путь будет эффективно использоваться тогда, когда будет построена прямая железная дорога, которая позволит транспортировать грузы к портам СМП», — рассказал Кривошеев.

Напомним, что в план развития Северного морского пути, утвержденный правительством РФ летом прошлого года, вошла прокладка Северного широтного хода (СШХ) и железнодорожной ветки Лавна – Выходной. Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов «Северный Широтный ход 1» и «Северный широтный ход 2» позволят соединить порты Северного морского пути с системой железных дорог России. Но в ноябре вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил СМИ, что проект СШХ пока поставлен на паузу.

В Global Ports пока не могут прогнозировать динамику рынка на 2023 г. «Хотя группа видит растущий интерес клиентов к заходам судов-контейнеровозов в Балтийском бассейне, нет оснований в 2023 г. ожидать восстановления рынка в регионе до объемов 2021 г.», — прокомментировали в пресс-службе.

Бурмистров тоже считает, что существенного роста грузооборота контейнеров в портах Петербурга и Ленобласти в 2023 г. по сравнению с 2022 г. не будет: «Январь, февраль и даже март 2022 г. показывали рост грузооборота к 2021 г. Сейчас можно говорить о том, что в 2023 г. будет некая готовность к росту в 2024 г. по мере запуска новых сервисов».

По оценке Дмитриева, контейнерооборот в 2023 г. может вырасти примерно на 30-40% по отношению к 2022 г. «Этому должны поспособствовать формирование и развитие логистических цепочек параллельного импорта, развитие торгового оборота на пространстве ЕАЭС, а также со странами АТР. Есть и внутренние резервы развития промышленности и торговли в России, а соответственно необходима будет перевозка потребителям готовой продукции. Кроме того, в случае изменения международной политической и экономической ситуации возможно восстановление прежних логистических маршрутов», — заключил эксперт.

Ведомости Санкт-Петербург



Вход | Регистрация