Новости

Новости : СМИ

17.01.2023

Россия может увеличить экспорт нефти после эмбарго ЕС

Запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов, который вступит в силу в феврале, может привести к неожиданному ранее результату. Вопреки ожиданиям, нашим компаниям придется наращивать экспорт нефти и, соответственно, ее добычу.

Нам это позволит компенсировать выпавшие доходы из-за снижения экспорта нефтепродуктов и не снижать добычу нефти. А спрос на дополнительные объемы нашего сырья будет обеспечен нефтеперерабатывающими предприятиями Китая и Индии, которые будут удовлетворять возникший после эмбарго ЕС топливный дефицит на европейском рынке.

Как сообщил вице-премьер Александр Новак, по итогам 2022 года нефтедобыча в нашей стране по сравнению с 2021 годом выросла на 10 млн тонн (на 2%) до 535 млн тонн, а экспорт вырос на 7% (если относительно данных Росстата за прошлый год, то на 16,1 млн тонн до 246,1 млн тонн). Объемы переработки также увеличились - производство бензина выросло на 4,3%, а дизельного топлива (ДТ) - на 6%.

Вопреки многочисленным прогнозам добыча и экспорт российской нефти выросли

Рост добычи и переработки нефти произошел на фоне снижения внутреннего потребления готового топлива, то есть был обеспечен дополнительным спросом на него за границей. Но с 5 февраля заработает запрет ЕС на поставки нефтепродуктов из России. Одновременно с этим вступит в силу потолок цен на наши нефтепродукты, который пока не установлен.

По предварительной информации один лимит стоимости будет введен для светлых нефтепродуктов - бензин, керосин, ДТ, а другой для темных - мазута. Европа была основным рынком сбыта для нашего сырья. Сырую нефть перенаправить из Европы на другие рынки нам намного проще, чем нефтепродукты. Это уже было сделано в 2022 году, поставки выросли в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Крупнейшие покупатели нашей нефти в АТР - Китай и Индия - сами являются нетто-экспортерами нефтепродуктов, отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Нам придется выходить на рынки стран, которым раньше российские нефтепродукты не поставлялись. И здесь возникает целый блок логистических проблем, которые надо решать.

Дело это совсем не быстрое, особенно если учесть, что для этого также понадобятся танкеры и механизмы страхования таких грузов. Причем если потолок цен на нашу нефть - 60 долларов за баррель (заработал с 5 декабря), особого влияния на объемы экспорта не оказал, больше повлияв на размер дисконта российских марок к маркерным сортам, то лимиты на стоимость нефтепродуктов отразятся именно на объемах поставок.

Сокращение нефтепереработки и увеличение экспорта сырой нефти обсуждается, но решение будет приниматься уже в феврале, когда станут понятны итоговые масштабы выпадения экспорта, уточняет эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов. По его мнению, о росте добычи пока речи не идет, а вот снижение возможно.

В Европе и США сейчас признают, что снижение добычи нефти в России в 2023 году окажется меньше, чем изначально рассчитывали инициаторы санкций. В последних прогнозах говорится о падении на 5-6%. Собственно, задачей санкции было уменьшить поступления в российский бюджет из нефтяной отрасли, а не обвалить нашу добычу и экспорт. Но теперь если в Китае продолжится отказ от локдаунов, стимулируя рост нефтепереработки, то вкупе с потребностями Европы в готовом топливе после 5 февраля, спрос на дополнительные объемы российской нефти в АТР может увеличиться и значительно, что может компенсировать часть наших потерь из-за снижения цен на российскую нефть.

На европейский рынок приходилось свыше 50% экспорта российских нефтепродуктов, а в целом на страны Запада - почти 90% (весь объем их поставок за рубеж в 2021 году достигал 137 млн тонн), отмечает Андрианов. Увеличивать импорт нашей нефти для ее переработки и отправки в Европу будут Индия и Китай. Индия уже активно поставляет ДТ в Европу. Китай также начинает постепенно увеличивать свои экспортные квоты на нефтепродукты. И эти дополнительные объемы топлива будут производиться в основном из российской нефти.

Не исключено, что эти страны будут "выгребать" объемы топлива со своих внутренних рынков и направлять его в ЕС, а внутренние потребности закрывать за счет покупки дешевого ДТ в России, считает эксперт.

Последний вариант для нашей страны, наверное, будет наиболее предпочтительным, поскольку позволит поддержать одновременно и объемы добычи, и переработки нефти. Но вероятнее всего, отечественную нефтепереработку все же ожидает некоторый спад, слишком большие объемы окажутся невостребованными после европейского эмбарго.

Многое зависит от того, насколько быстро удастся найти новые рынки для наших нефтепродуктов и от того, как изменится спрос на внутреннем рынке, отмечает Андрианов. Есть основания, что спрос внутри страны будет расти. Часть нефтепродуктов удастся "пристроить" на новые рынки, но сокращения объемов переработки вряд ли удастся избежать.

Российская газета

Вход | Регистрация