Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ТАМОЖЕННЫЕ

05.06.2018

Валютное законодательство претерпело ряд изменений

Анализ правоприменительной практики, озвученный в ходе публичных слушаний, состоявшихся накануне в Южном таможенном управлении, показывает, что в отдельных случаях правонарушения в сфере валютного законодательства совершаются участниками ВЭД из-за незнания правовых норм.

В текущем году вступил в силу ряд нормативных правовых документов в сфере валютного контроля. Изменения затронули Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях, Инструкцию Банка России о порядке представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Инструкция Центрального Банка РФ от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Основные изменения, внесенные в 173-ФЗ, коснулись требования об указании во внешнеторговом договоре сроков исполнения сторонами обязательств. В уполномоченные банки должна быть представлена информация о конкретных сроках получения от нерезидента валюты за исполнение обязательств путем передачи товаров нерезиденту, а также о сроках исполнения нерезидентом обязательств путем передачи товаров в счет осуществленных авансов (в предыдущей редакции закона – информация об ожидаемых максимальных сроках). У резидентов появилась обязанность указывать сроки возврата авансовых платежей.

Расширился перечень оснований отказа в осуществлении валютной операции. Уполномоченный банк может принять решение об отказе в случае нарушения валютного законодательства РФ – если проведение валютной операции нарушит положения ст.9 «Валютные операции между резидентами», ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст.14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Изменения коснулись административной ответственности за нарушения валютного законодательства РФ (ст. 15.25 КоАП РФ) – прежде всего, по кругу субъектов правонарушений. Определена ответственность должностного лица за осуществление незаконных валютных операций, нарушения требований по репатриации валюты. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ в категорию должностных лиц попадают и физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц. Административное наказание – штраф в абсолютной сумме. Введена ответственность должностных лиц за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. Административное наказание – дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается по результатам рассмотрения дела об АП в суде.

Ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения валютного законодательства соразмерна ответственности юридических лиц. Так, за совершение правонарушений, квалифицируемых частями 1, 4, 5 ст.15.25, предусмотрен штраф в размере от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств, не зачисленных, не возвращенных в РФ.

Изменился порядок представления в уполномоченные банки подтверждающих документов и информации о валютных операциях. С 1 марта 2018 г. вступила в силу Инструкция Банка России о порядке представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция № 181-И). Основные нововведения:

- отсутствует обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в уполномоченном банке, по представлению справки о валютных операциях. Вместе с тем, нарушение порядка и сроков представления справки о подтверждающих документах, самих подтверждающих документов, документов являющихся основанием для проведения валютной операции образуют состав административного правонарушения (ч. 6, 6.1-6.4 ст. 15.2.5 КоАП РФ);

- введена обязанность резидента по постановке на учет в банке внешнеторгового контракта;

- изменены суммы обязательств, определяющие необходимость постановки на учет договора.

Отмена паспорта сделки как документа, безусловно, нивелирует обязанность резидента по его переоформлению, закрытию. Тем не менее, в случае внесения изменений в контракт или изменения сведений, содержащихся в 1 разделе ведомости банковского контроля (например, сведений о резиденте) резидент обязан информировать об этом банк – направить заявление о внесении изменений и подтверждающие документы. Срок – не позднее 15 рабочих дней после даты их оформления.

Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов определена Справка о подтверждающих документах. Для уполномоченных банков форма учета и отчетности – ведомость банковского контроля.

Согласно Инструкции № 181-И учету в банках подлежат импортные контракты с суммой обязательств в эквиваленте от 3 млн рублей, экспортные контракты – от 6 млн руб. (сумма определяется на дату заключения договора или на дату последних изменений в него по официальному курсу иностранной валюты к рублю).

Для экспортеров предусмотрен упрощенный порядок постановки на учет контракта. В банк представляется сам контракт или сведения о нем. Банк должен принять на учет контракт не позднее следующего рабочего дня после дня представления участником сведений или контракта. Импортером представляется сам контракт и иная информация, необходимая для формирования банком раздела 1 ведомости банковского контроля (п. 5.3, п. 5.5 Инструкции № 181-И).

Принятие на учет контракта сопровождается присвоением ему уникального номера, формированием в электронном виде ведомости банковского контроля. Не позднее 1 рабочего дня после даты постановки на учет информация об уникальном номере направляется (п. 5.5, п. 5.8 Инструкции № 181-И).

Отдельного внимания требует заявление сведений о контракте в декларации на товары. В графе 44 ДТ «Дополнительная информация/Представленные документы» под кодом 03031 вместо сведений о номере паспорта сделки необходимо указывать сведения об уникальном номере контракта, поставленного на учет.

В случае заявления сведений во втором подразделе графы 24 ДТ «Характер сделки» двузначного цифрового кода особенности сделки 06 (сделки, на которые не распространяется требование об оформлении паспортов сделок исходя из суммы сделки) следует исходить из сумм контрактных обязательств, обуславливающих необходимость постановки на учет контракта (для импортных контрактов – от 3 млн руб., а для экспортных контрактов – от 6 млн руб. в эквиваленте) (письмо ФТС России от 16 февраля 2018 г. № 01-11/08868 «О порядке заполнения деклараций на товары в связи с изданием Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И»).

Сроки постановки на учет контракта зависят от того, какое обязательство исполняется по контракту, и от способа его исполнения. Так, при списании валюты в пользу нерезидента резидент должен осуществить постановку на учет контракта не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств (пп. 5.7.1 Инструкции № 181-И). В случае зачисления валюты от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления (пп. 5.7.2 Инструкции № 181-И).

Если исполняется обязательство о ввозе (вывозе) товаров, сроки постановки на учет зависят от наличия требования о таможенном декларировании. При ввозе (вывозе) товаров, подлежащих декларированию, постановка на учет – не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (пп. 5.7.5 Инструкции № 181-И).

Если товары перемещаются в отсутствие требования о декларировании – не позднее не позднее срока представления СПД (пп. 5.7.6 Инструкции № 181‑И).

С апреля 2016 года, когда таможенные органы обрели полномочия органа валютного контроля, работа в этом направлении осуществляется более активно и включает использование информационных источников, взаимодействие с правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами, агентами валютного контроля. Для повышения уровня информированности участников ВЭД о реализации таможенными органами функции валютного контроля, а также с целью профилактики правонарушений, вопрос об изменениях в сфере валютного контроля был рассмотрен в ходе публичного обсуждения правоприменительной практики Южного таможенного управления по итогам 1 квартала 2018 года.

Пресс-служба ЮТУ



Вход | Регистрация