Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

26.10.2015

Грузооборот морских портов России (сентябрь 2015 г.)

Темпы роста грузооборота российских морских портов с каждым месяцем снижаются. Если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь 2015 года перевалка увеличилась на 3% относительно 2014-го и составила 495,8 млн т.

Эксперты говорят о снижении грузовой базы под влиянием экономического кризиса и взаимных санкций. Но достигли ли уже своего дна морские перевозки или в следующем месяце можно ожидать еще меньшей прибавки?

Порты держатся на плаву за счет увеличения экспорта

По итогам 9 месяцев 2015 года объем перевалки сухогрузов составил 223,5 млн т (+1,5%). Наибольшее увеличение показали традиционные номенклатуры: уголь – 90,9 млн т (+3,9%), зерно – 21,5 млн т (+2,3%), черные металлы – 19,9 млн т (+13,2%), минеральные удобрения – 11,7 млн т (+6,7%), руда – 5,0 млн т (+5,3%) лесные грузы – 4,0 млн т (+9,9%) и цветные металлы – 2,7 млн т (+14,2%). Надо отметить, что объем перевалки на паромах вырос в 1,7 раза, до 12,3 млн т.

Объем перевалки наливных грузов за 9 месяцев 2015-го составил 272,3 млн т (+4,3%), в том числе сырой нефти – 150,2 млн т (+5,4%), нефтепродуктов – 110,2 млн т (+3,3%) и сжиженного газа – 9,4 млн т (+3,2%). С одной стороны, положительные показатели объясняются уверенным ростом экспорта в начале года и его стабилизацией по итогам 9 месяцев 2015-го: экспортных грузов перегружено 396,8 (+5,2%). За этот же период в российских портах было обработано импортных грузов 25,1 млн т (-23,5%), транзитных – 35,9 млн т (-1,3%), каботажных – 38 млн т (+8,5%). С другой стороны, можно отметить еще одну положительную тенденцию, которая повлияла на рост грузооборота в целом, – это развитие инфраструктуры многих портов.

Дальневосточные перспективы

Лидерами по темпам роста являются порты Азово-Черноморского бассейна (+5,1%). Они же идут на втором месте после портов Балтийского бассейна по объему переваливаемых грузов: 165,8 млн т (на юге) против 171,4 млн т (на северо-западе). Отметим, что по итогам 9 месяцев текущего года гавани Балтийского бассейна нарастили объем лишь на 1,5%. Третье место по всем показателям прочно занимают порты Дальневосточного бассейна с результатами 127,1 млн т (+4,2%). Однако участники рынка полагают, что в случае реализации проекта по созданию свободного порта Владивосток дальневосточные гавани могут нарастить объем грузов. Так, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в ходе Второго российско-китайского ЭКСПО сообщил, что к 2025 году грузооборот портов Приморья может быть увеличен более чем в 2 раза.

«Потенциал для увеличения есть: на сегодняшний день грузовая база только китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, возможная к перевалке через порты Приморья, которая вскоре пойдет через международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», составляет от 100 до 150 млн т. Между тем и российские компании заявляют еще о 100 млн т перспективного объема грузоперевозок», – подчеркнул он.

Отметим, что реализация двух международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке запланирована на 2016 год, однако первые контейнерные грузы уже прошли по МТК «Приморье-1». Как сообщил управляющий директор ООО «Восточная стивидорная компания» Александром Дудко, инфраструктура терминала полностью готова к работе, в том числе и с учетом потенциального увеличения грузопотока, следующего из северо-восточных территорий Китая. «ВСК имеет текущий запас мощностей и свободную территорию для дальнейшего развития. В настоящий момент пропускная способность терминала составляет 650 тыс. TEU, однако при росте спроса на перевалку контейнеров в регионе его мощность в рамках инвестпрограммы может быть увеличена до 2,2 млн TEU в год», – пояснил он.

Однако пока на Дальнем Востоке рекордсменом является порт Восточный – 48,8 млн т (+12,9%). В Балтийском бассейне наибольший объем перевалки грузов отмечается в порту Усть-Луга – 64,9 млн т (+15,6%). Бесспорный лидер не только среди южных портов, но и среди всех российских морских гаваней – порт Новороссийск. За 9 месяцев в нем было переработано до 94,7 млн т (+3,2%).

Южный подход

Развитие южных гаваней, по мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, сдерживает недостаточно развитая инфраструктура. «Одна из главных проблем портового комплекса России состоит в недостатке глубоководных портов, особенно в Южном бассейне. Сегодня обработка крупнотоннажных судов требует наличия глубин от 17 до 22 м», – подчеркнул он.

«Увеличению грузопотока способствовало как смещение торговли в пользу стран Ближнего Востока и Турции на фоне слабого рубля, а также снижение объемов торговли со странами ЕС, так и уход ряда российских экспортеров из портов Украины по политическим соображениям», – полагает ведущий специалист TMBC Logistics Ltd Александр Булыгин. Однако чтобы удержать новых грузовладельцев, повысить конкурентоспособность российских морских портов, по его мнению, необходимо расширять возможности инфраструктуры.

Анализ конкурентоспособности портов Азово-Черноморского бассейна по осадке показал, что мощности терминалов для перевалки наливных грузов соответствуют современным типам судов, однако динамика развития сухогрузных мощностей не поспевает за изменениями параметров наиболее востребованных типов судов. «У нас максимальная глубина сухих портов составляет порядка 14,5 м. Конечно, это не дает возможности приходить таким судам, как «постпанамакс» и «кейпсайз», – поясняет М. Соколов.

Что касается других портов, то показатели работы за 9 месяцев терминалов в Арктическом бассейне держатся на прежнем уровне: 26,4 млн т грузов, что на 0,8% меньше грузооборота за аналогичный период 2014-го. В то же время в портах Каспийского бассейна в этом году за отчетный период было перегружено на 13,3% (5,1 млн т).

РЖД-Партнер



Вход | Регистрация