ФТС создает новую систему контроля за автоперевозками по образцу ЕС
ФТС создает новую систему контроля за автоперевозками по образцу ЕС, перевозчики опасаются коллапса на границах.
Транзитный коллапс
На российско-украинской границе в Ростовской области вторые сутки держится огромная пробка из грузовиков: на двух крупнейших пропускных пунктах российско-украинской границы в Ростовской области скопилось более 300 машин. В пресс-службе Южного таможенного управления /ЮТУ/ сообщили, что на автомобильном пункте пропуска "Новошахтинск" стоит 120 грузовых автомобилей, на пункте "Весело-Вознесенка" - 199. За сутки таможенники смогли оформить документы на 87 грузовых автомобилей в Новошахтинске и 32 - в Весело-Вознесенке. Через эти два пункта пропуска по территории Ростовской области осуществляется основной поток транзитных грузов.
Пробка образовалась утром 31 октября, после того как Федеральная таможенная служба России /ФТС/ ужесточила правила соблюдения таможенного транзита. В филиале Ассоциации международных автомобильных перевозчиков /АСМАП/ по Южному федеральному округу пояснили, что раньше при пересечении границы действовала упрощенная схема оформления транзита. Обеспечителем транзита выступала АСМАП, которая выдавала книжки Carnet-TIR, или книжки МДП - международных дорожных перевозок. Эти документы использовались как транзитные декларации.
С 28 октября гарантийные обязательства АСМАП таможня больше не принимает. Взамен приобретения книжек МДП перевозчик обязан внести депозит - деньгами, банковскими гарантиями или поручительством третьих лиц. Об этих изменениях многие водители не знали или узнали, находясь в пути, что привело к заторам на границе, пояснили в ЮТУ: "Не все участники внешнеэкономической деятельности /и в первую очередь перевозчики/ оказались готовы к изменениям правил транзитных перевозок".
Конфликт ФТС и АСМАП продолжается несколько месяцев, таможня уже переносила ввод в действие спорного приказа, первоначально книжки МДП должны были прекратить принимать на границе с 14 сентября. В ФТС считают неэффективной систему гарантий обеспечения транзита, поскольку недобросовестные перевозчики используют ее для "серого" импорта: машина с транзитным грузом "пропадает" на территории России без уплаты пошлин. ФТС насчитала около 20 млрд рублей недополученных платежей, которые потребовала от АСМАП как гарантийной организации. АСМАП не согласилась с расчетами таможни, а входящие в ассоциацию перевозчики обратились с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину с требованием остановить незаконные, по их мнению, действия таможни и соблюдать положения международной конвенции, подписанной, в частности, и Россией. Реакции Кремля не последовало, новые правила оформления транзитных грузов начали применяться на пограничных постах.
Товары подорожают
"Все оформляют дополнительное обеспечение в РОСТЭКе, в связи с чем и очереди, - объясняет ситуацию менеджер по развитию международных автоперевозок STS Logistics Иван Головко. - Убытки пока только косвенные - из-за срыва транзитных сроков. В дальнейшем дополнительно потраченное время водителей переложат в ставки за перевозку, и, соответственно, на заказчика транспорта. А те по законам рынка - на потребителя", - прогнозирует он, надеясь, что ситуация продлится недолго и рынок скоро адаптируется к новым правилам. По данным Головко, суточный простой одной машины оценивается от 100 до 150 евро за тент и 200-250 евро за рефрижератор. Себестоимость простоя - 70-80 евро и 100-150 евро соответственно /цена топлива, суточные расходы водителя и амортизация машины во время простоя/. "Плюс возможные косвенные потери получателей груза, например, если доставлялся скоропортящийся товар", - добавляет он, заметив, что машины компании еще не попали в пробку. "По возможности не отсылаем машины на Россию до нормализации ситуации", - объяснил менеджер, не исключив зеркальных мер от стран, входящих в конвенцию МАПП, в отношении российских перевозчиков "в случае долговременного сохранения данных решений ФТС".
Управляющий киевским филиалом AsstrA Associated Traffic Владимир Карпук отмечает, что информация об альтернативных маршрутах доставки грузов в Россию дошла не до всех. "Погранпереходы, при движении через которые потребуются дополнительные гарантии, были известны заранее. Но многие перевозчики не знали об отмене книжек, остальные просто не успели подготовить новые документы", - рассказывает он. По мнению Карпука, ситуация разрешится не раньше середины следующей недели. "Наши машины на границе не простаивают, но, по словам перевозчиков, находящихся в центре событий, процесс оформления грузов занимает очень много времени, не хватает мощностей и персонала. На данный момент новые требования пока применили только к южной границе, но уже сейчас необходимо искать новые маршруты, заблаговременно оформлять документы, учитывая требования таможни", - отмечает он.
"Мы считали, что Россия вряд ли прекратит оформление перевозок по Конвенции международных дорожных перевозок, - сетует менеджер польского представительства FM Logistic Катаржина Кржиновек. - Надеялись, что все останется по- прежнему, а конфликт между ФТС и АСМАП, который и спровоцировал решение об отмене МДП, будет разрешен к декабрю", - добавляет она.
Логисты беспокоятся, что отмена книжек МДП в ближайшее время распространится на товары, проходящие через Шереметьевскую, Домодедовскую и Внуковскую таможни. "На данный момент у нас мало информации о том, как мы будем работать, если ФТС начнет требовать дополнительные гарантии уплаты пошлин, - продолжает она. - Например, никто в Польше не знает, сколько будут стоить дополнительные поручительства, и мы нигде не можем найти эту информацию. Поэтому просто ждем, что будет".
Оценить возможные потери от отмены книжек МДП Кржиновек не берется: возможно, дополнительные гарантии будут составлять 6-8 проц от стоимости груза. По ее словам, изменения коснутся товаров с низкой стоимостью, а грузы стоимостью свыше 60 тыс евро и сейчас транспортируются в сопровождении конвоя и обеспечения не требуют. "Перевозчики сейчас опасаются, что дополнительные затраты лягут на них. Но очевидно, что выдержать дополнительную нагрузку, например, в 1000 евро, сможет далеко не каждый, особенно не под силу это небольшим компаниям. Скорее всего, перевозчики просто откажутся ехать в Россию, а импортерам придется покрыть расходы, что отразится на цене для конечного потребителя", - отмечает Кржиновек. По ее мнению, если до декабря ситуация не изменится, на российской границе вероятен коллапс. "Машины встанут на границе, поскольку коммерческие контракты будут пересматриваться", - считает она.
Как в Европе
ФТС не откажется от принятых решений, утверждают чиновники. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил журналистам, что рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана будет создана собственная система гарантий транзитных перевозок. Это будет собственная электронная система, совместимая с аналогичной системой Евросоюза, объяснил ИТАР-ТАСС замруководителя ФТС Руслан Давыдов. "У нас уже сегодня есть электронная система таможенного транзита в рамках Таможенного союза, так называемая АС КТТ-2. Благодаря ей мы видим все транзитные перевозки в рамках всего Таможенного союза: любая машина, которая проходит через любую внешнюю границу стран-участниц ТС, у нас отображается в системе. Сейчас речь идет о том, чтобы на эту систему наложить единую систему гарантий Таможенного союза, чтобы мы не только отслеживали машины / была ли она доставлена по адресу или где-то пропала по пути/, но и получали гарантированную доставку товаров до заявленного места назначения", - сказал Давыдов. Он добавил, что подобная система работает в рамках Евросоюза - общеевропейская система транзита NCTS. "В данном случае мы ничего нового не придумываем, берем передовую практику за образец и пытаемся создать аналогичную систему. Сейчас мы ведем дело к тому, чтобы создаваемая нами сегодня система была совместима с европейской. В перспективе эти две системы будут взаимодействовать друг с другом, обеспечивая транзит между Евросоюзом и Таможенным союзом", - сказал он, добавив, что в России "к этому уже все готово", остается обеспечить взаимодействие с другими странами ТС.
Формально конвенция МДП нарушена не будет, но услуги АСМАП больше не востребованы таможней. "Перевозчики потенциально беспокоятся, что им придется вносить дополнительное обеспечение, но я бы не называл его "дополнительным". Уже сегодня перевозчик может проехать по Европе по европейской процедуре, закрыть эту процедуру, а затем открыть новую в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации или Республики Беларусь", - поясняет Давыдов. По его словам, сегодня в Республике Беларусь более 50%, а в России уже более 40 проц перевозчиков используют национальные процедуры. "По нашим оценкам, по оценкам тех экспертов, с которыми мы работаем, финансовая нагрузка на участников внешнеэкономической деятельности и перевозчиков не увеличится", - заверил замглавы ФТС. По его словам, новая система позволит декларантам на границе или внутри страны внести необходимое обеспечение, а при пересечении границы перевозчик просто сообщает номер гарантии, и соответствующий сертификат становится виден на пункте пропуска. Для этого с 15 октября организован информационный обмен сведениями о сертификатах с белорусскими и казахстанскими таможенными органами, и запущен эксперимент с электронными сертификатами. "Кроме того, сегодня существует система предварительного декларирования, при которой декларант уплачивает все платежи заранее, и тогда мы вообще не будем требовать от декларанта никакого дополнительного обеспечения", - сказал Давыдов. По его словам, в некоторых регионах до 30% поставок уже осуществляется с использованием системы предварительного декларирования в электронной форме.
ИТАР-ТАСС