Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

11.02.2013

Россия – Латвия: нужен «зеленый коридор»

У российко-латвийского торгово-экономического сотрудничества есть большие возможности, но их реализация сталкивается со значительными трудностями. Тем не менее обе стороны готовы прилагать большие усилия для их преодоления. Таким был настрой участников российско-латвийского круглого стола, который прошел в конгресс-центре ЗАО «Экспоцентр».

Российско-латвийское торгово-экономическое сотрудничество основывается, с одной стороны, на большой емкости российского рынка, с другой – на высоком качестве латвийских товаров, которые были популярны и в советское время. Один из самых известных и успешных российско-латвийских проектов – торговые отделы «Рижский дворик» в крупных супермаркетах – тоже сталкивается с серьезными трудностями. В этих отделах представлены продовольственные товары латвийских производителей, которые пользуются большим спросом у потребителей. По словам Ольги Блажко, президента торговой сети «Алые паруса», которая обслуживает «Рижские дворики», много времени теряется при таможенном оформлении. А поскольку «Рижские дворики» торгуют продуктами с небольшим сроком реализации, возникают естественные трудности. «В магазины «Рижский дворик» люди приезжают из других районов, – сказала Ольга Блажко. – Но товары приходят в магазин, когда срок реализации истекает через 2-3 дня. Мы находим решения, но надо что-то делать!».

Председатель совета директоров ОАО «ПИР» Андрей Козлов отметил, что отчасти корни сегодняшних трудностей кроются в недоверии, которые испытывают предприниматели двух стран. Но другая проблема – это логистика. Доставка продуктов порой занимает более 48 часов, тогда как надо укладываться в 24 часа.

Начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин признал, что пункт перехода Бурачки – Терехово на российско-латвийской границе – единственный, где не удалось полностью избавиться от очередей. «Мы рассматриваем проблемы на границе с Латвией как подлежащие решению в первую очередь», – сказал он, отметив, что инфраструктура погранперехода «просто подошла к своему пределу».

Одна из причин, сказал он, заключается в том, что переход Бурачки – Терехово – самый ближний пункт въезда на таможенную территорию Евросоюза. Поэтому на него ложится большая нагрузка. Другая причина – серьезный перекос в сфере транспорта, когда основная масса грузов стала перевозиться на автомобилях, а железные дороги остаются недогруженными. «Железная дорога все меньше выполняет свою функцию доставки крупнотоннажных грузов до распределительных центров», – подчеркнул он.

Владимир Ивин сообщил, что таможня предлагает открыть рядом с Бурачками специальный пункт пропуска для физических лиц. Для этого можно использовать инфраструктуру старого погранперехода, который существовал до того, как построили Бурачки. «Там можно с небольшими затратами довести инфраструктуру до нужного уровня, чтобы позволить перемещаться физическим лицам и освободить место для грузового движения через Бурачки – Терехово.

Из выступления представителя таможенной службы следовало, что на границе России и Латвии возможно организовать «зеленый коридор», но для того, чтобы он заработал, «нужен крупный якорный участник, который обеспечивает крупные устойчивые товарные потоки и мог бы организовать приграничную логистику. В случае с Эстонией – это фирма, обеспечивающая поток дорогих брендовых автомобилей, свыше 10 автовозов ежедневно. «Мы готовы рассматривать любые проекты, которые будут нацелены на ускорение прохождения товаров при обеспечении должного таможенного контроля», – подчеркнул Владимир Ивин.

Проблемы очередей на пограничном переходе – один из примеров тех сложностей, с которыми сталкивается российско-латвийское торгово-экономическое сотрудничество. И несмотря на это сотрудничество развивается. Как отметил в своем выступлении президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, «мы преодолели тенденцию кризисных годов, у нас по нарастающей идет торговый оборот, в прошлом году он вырос на 15%, и мы надеемся, что эта тенденция сохранится». При этом он отметил, что не стоит останавливаться на взаимной торговле, надо поощрять кооперационные связи, совместное производство на территории и России, и Латвии. «Надо думать о совместных проектах в высокотехнологических областях. Торговля тоже важна, но надо двигаться по более эффективным направлениям», – сказал Сергей Катырин.

Тем не менее транспорт и логистика являются важным фактором двусторонних связей, так как порядка 70% перевалки грузов в латвийских портах – это российские грузы. «Я знаю, что у коммерческих структур есть интерес к построению удобных логистических схем, и мы можем помочь нашим предпринимателям», – отметил глава ТПП РФ.

Одной из нереализованных возможностей является участие латвийских компаний в российских выставках. Сергей Катырин предположил, что это дало бы дополнительный импульс тогово-экономическому сотрудничеству. В частности, в Москве можно было бы провести национальную выставку Латвии. «Мы этот проект поддержим», – сказал президент Палаты.

Президент Латвийской ТПП Гундарс Страутманис привлек внимание российской стороны к тому, что Латвия успешно выполнила все Масстрихтские критерии и парламент утвердил закон о переходе на евро с 1 января 2014 года. «Это очень хороший индикатор, – сказал он. – В этих условиях для нас очень важным является успешное сотрудничество с Россией. Такое сотрудничество возможно в условиях кооперации. На российском рынке работать в одиночку сложно по многим причинам. Поэтому «кооперация» является ключевым словом, и для нас это исключительно важно».

О возможностях, которые открывают перед предпринимателями выставочные возможности Экспоцентра, рассказал его генеральный директор Сергей Беднов. По его словам, всего на выставочном рынке России работают 270 операторов, проводится свыше 1700 международных выставок. При этом 30% всего выставочного оборота приходится на Экспоцентр. Его выставочная площадь составляет 165 тыс. кв. м, из которых закрытая площадь достигает 105 тыс. кв. м. Количество посетителей по результатам 2012 года составило 1,8 млн человек. Если говорить о коэффициенте оборачиваемости выставочной площади, то он составляет 21,4. Более высокий коэффициент только в Китае – 23-24. В минувшем году в «Экспоцентре» прошо 105 выставок на площади 703 тыс. кв. м.

Что касается участия латвийских фирм, то здесь динамика положительная, отметил Сергей Беднов. Если в 2008 году было 32 экспонента, то в 2012-м – 54. Увеличилась также площадь под экспозициями латвийских товаров. В 2012 году произошел существенный рост экспонентов из Латвии. По сравнению с 2011 годом их число выросло на 30%, в основном благодаря выставке ПРОДЭКСПО.

Сергей Беднов отметил, что структура участия латвийских компаний совпадает с экспортной специализацией страны, особенно в части продовольственной продукции. «Однако мы не видим латвийские предприятия на таких выставках, как «Здравоохранение», «Связь-ЭКСПОКОММ», «Склад. Транспорт. Логистика», – сказал руководитель Экспоцентра.

Говоря о возможности проведения национальной экспозиции Латвии, он отметил, что национальные экспозиции сопровождаются большой деловой программой, проводятся вместе с бизнес-форумом. «Мы могли бы наладить контакты в этой сфере и обсудить эти вопросы», – отметил Сергей Беднов.

Однако латвийская делегация предпочла обсуждать более практические вопросы. Региональный директор транспортной компании Stena Line GmbH&Co Айварс Тауриньш привлек внимание участников к тому, что в Латвии принцип действия логистики основан на обслуживании региона в режиме 24 часа, и в этот регион входят не только Рига и другие латвийские города, но и Хельсинки, Стокгольм, Варшава, а вместе с ними Санкт-Петербург и Москва. Поэтому возможность открытия «зеленого коридора» на российско-латвийской границе имеет большое значение. Нужно взять возможности электронного обмена таможенными документами, ввести эти новшества на российско-латвийской границе. «Практика «зеленого коридора» отрабатывается на российско-эстонской границе, и наше намерение – реализовать эти возможности на российско-латвийской границе», – сказал он.

Член совета Латвийской ТПП, руководитель клуба предпринимателей «Рижская марка» Нормундс Шталс обратил внимание на тот факт, что именно предприниматели должны стать теми, кто практически отрабатывает систему и предлагает госчиновникам готовые решения. «Это хорошо работает», – сказал он. Основные товары в российско-латвийской торговле – продовольственные с небольшим сроком годности. Поэтому задержки на границе приводят к тому, что срок их реализации становится очень маленьким. «Часто из-за этого пропадает смысл их везти», – сказал он.

Он сообщил, что в Латвии развитие российско-латвийской торговли поддерживают многие политики. Так, с их помощью в предновогодний период было увеличено число работающих на погранпереходе и на границе не было очередей. Нам нужно до 2015 года расширить физические возможности переходных пунктов, и надо, чтобы бизнес принял участие в этом, подчеркнул он.

С большим интересом участники круглого стола выслушали выступления президентов торгово-промышленных палат Псковской и Нижегородской областей. Глава ТПП Псковской области Владимир Зубов рассказал о сотрудничестве с латвийскими предпринимателями в сфере деревообработки, производстве упаковочных материалов. Руководитель Нижегородской ТПП Дмитрий Краснов обратил внимание на возможности в развитии туризма, подготовки кадров для этой сферы. При этом, заметил он, надо снижать затратность внешнеэкономической деятельности.

В заключение Сергей Катырин проинформировал латвийскую делегацию о вступлении России в ВТО. Одна из острых проблем – отсутствие специалистов по ВТО. В российских министерствах уже разработаны программы приспособления к ВТО, при Центре международной торговли также действует образовательный центр «Россия в ВТО», нацеленный на предпринимательское сообщество. Однако результаты вступления в ВТО для российской экономики скажутся через 5-7 лет, подчеркнул он.

ТПП-Информ



Вход | Регистрация