Транспортный рынок объехал Калининград стороной
Через Калининградскую область проходят сразу два международных транспортных коридора: Рига - Варшава и Вильнюс - Берлин. Однако большая часть транзитных грузов, несмотря на уникальное географическое положение российского эксклава, провозится в обход региона. Такую проблему обозначил министр по промышленной политике Калининградской области Дмитрий Чемакин в ходе Международного конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП)
По его словам, задача транспортных компаний, перевозящих транзитные грузы, - преодолеть за минимальное время максимальное расстояние. Решению этой задачи явно не способствует сложившаяся в регионе система пограничного и таможенного контроля. По оценкам игроков калининградского транспортно-логистического рынка, до 50% эксплуатационного времени региональные перевозчики тратят на простои в очередях на границах, таможенные осмотры и оформления. При этом только в сфере автомобильных перевозок административные издержки предпринимателей эксклава оцениваются в 22 млрд руб. в год.
Европейские транспортные компании не испытывают желания прибавлять к себестоимости перевозимой продукции калининградские издержки. Они предпочитают увеличить длину маршрута, избежав тем самым необходимость пересекать российско-литовскую или российско-польскую границы. Однако у калининградских товаропроизводителей и перевозчиков, завязанных на рынках "Большой России", нет иного выхода. Поэтому очень часто товарам, доставленным из эксклава через Литву и Белоруссию в другие субъекты РФ, сложно выдерживать конкуренцию с российскими или импортными аналогами.
Как считает вице-президент МКПП Тибор Дябронка, для эффективного функционирования трансевразийских коридоров необходим диалог между заинтересованными деловыми организациями, правительственными и межправительственными структурами.
Исправить ситуацию, по мнению вице-президента МКПП, позволит гармонизация нормативно-правовой базы в аспекте трансграничных перевозок на международном уровне. В частности, гармонизация национальных таможенных документов, таможенных процедур и технологий пересечения границы грузами.
О позитивном примере взаимодействия таможенных органов РФ и Эстонии, которое привело к упрощению процедуры пересечения границы. Речь идет об отдельном транспортном коридоре для автовозов, который открылся на днях в пункте пропуска "Куничина Гора - Койдула".
Сейчас для приема документов по оформлению таможенного транзита от автовозов в пункте пропуска "Куничина Гора - Койдула" работает специальное окно. Запуск проекта, по оценкам ФТС России, позволит сократить время таможенного оформления одной единицы специализированного грузового автотранспорта до 40 минут (до недавнего времени на это требовалось в среднем 2-3 часа) и оптимизировать движение транспортных средств через границу Таможенного союза.
Российская газета