Минэкономразвития ограничит возможности ведомственных ФГУПов на таможне
Права РОСТЭКа, на который в последнее время регулярно жаловались бизнес и антимонопольщики, в ближайшее время будут серьезно ограничены. Минэкономразвития предлагает запретить организациям, созданным ФТС, работать на таможенном рынке. Нишу, которую освободит организация, быстро заполнит частный бизнес, а рынок таможенных услуг станет более конкурентным, считают эксперты.
ФГУП «РОСТЭК», на который регулярно жалуется бизнес, должен быть ликвидирован, заявил Владимир Путин в мае на набсовете Агентства стратегических инициатив (АСИ). На выполнение поручения чиновникам дали две недели, и Минэкономразвития уже внесло свои предложения в правительство, рассказали РБК daily в ведомстве.
Документ (с его текстом удалось ознакомиться РБК daily) вносит изменения в закон «О таможенном регулировании». «Суть законопроекта в том, что если организация создана ФТС России или ее акции принадлежат организации, созданной ФТС, она не может работать на рынке, контролируемом ведомством. В противном случае возникает риск конфликта интересов», — говорит представитель Минэкономразвития. Причем напрямую на РОСТЭК новое правило действовать не будет, законопроект распространяется на все организации, подведомственные ФТС.
ФГУП «РОСТЭК» было создано в 1992 году для строительства таможенных постов, и за 20 лет фигурировало в нескольких громких делах о контрабанде. Немало претензий к нему и у представителей бизнеса. «Были прецеденты, когда для РОСТЭКа создавалось привилегированное положение: например, таможня направляла на оформление только на их терминалы», — вспоминает представитель Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических терминалов Игорь Щипцов. «На Северо-Западе доля РОСТЭКа среди складов временного хранения достигает 30—40%, в некоторых регионах эта цифра доходит до 50%», — приводит он данные статистики. Влияние организации усилилось после начала реализации концепции по переносу таможенного оформления: «до реализации концепции в Санкт-Петербурге не было ни одного таможенного поста РОСТЭКа, сейчас из 12 постов, оформляющих грузы, доставляемые автомобильным транспортом, им принадлежат четыре», отмечает г-н Щипцов.
С РОСТЭКом давно стоило покончить, это решение обоснованное, говорит источник РБК daily в ФАС. Но ликвидировать структуру надо осторожно, чтобы «дыры» в работе таможни не образовалось. «За прошедшие годы, особенно когда таможня оказалась без существенной господдержки, РОСТЭК смог не только захватить склады и стал получастным-полугосударственным ФГУПом, который выполняет функцию таможни, он смог сохранить инфраструктуру», — отмечает собеседник РБК daily.
Однако в организации обвинения в монополизации рынка считают беспочвенными. «Доля деклараций, подаваемых предприятиями системы ФГУП «РОСТЭК», составляет менее 3%, соответственно, ни о какой монополии не может идти речи», — сообщили в пресс-службе. «РОСТЭК никогда не был монстром — это грамотно развивающаяся и действительно имеющая серьезную материальную базу структура, которая внушала и внушает доверие», — замечают в организации.
После введения новых правил РОСТЭК не будет ликвидирован, скорее всего, изменят правовую форму организации, прогнозирует директор «Гильдии ПРОВЭД» Руслан Кисс. К тому времени, как закон вступит в силу, РОСТЭК может провести либо приватизацию, либо ликвидацию с последующим изменением правовой формы, считает он. «В результате произойдет раскрепощение рынка и появятся признаки здоровой конкуренции на рынке таможенного сервиса. РОСТЭК утратит большую часть преимуществ административного характера, которыми он сейчас пользуется», — считает г-н Кисс.
Проблема в том, кто будет выполнять функции организации в случае принятия ограничений, говорит представитель Минэкономразвития. «Когда государство его введет, ряд компаний уйдет с рынка, оставив ниши. И если рынок не будет готов перестроиться и заполнить их, он опять окажется перед угрозой деформации и монополизации», — поясняют в ведомстве. Сил частного бизнеса вполне хватит, не согласен г-н Щипцов: «Важно, чтобы бизнес, который может вложить деньги в терминалы, имел гарантии. Главное, чтобы не получилось, когда люди строили-строили, а потом оказалось, что их терминалы не нужны, как это было с терминалами на российско-казахской границе во время создания Таможенного союза».
«РБК daily»