Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

05.04.2010

Таможенный Союз и российские логисты: страхи и сомнения

Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

Таможенный Союз (в составе России, Казахстана и Белоруссии) – это уже реальность, что бы там ни говорили злопыхатели. Обратной дороги к реинтеграции этого эпохального объединения практически нет.

Зарождение

Этому уникальному объединению в рамках СНГ предшествовал предварительный, достаточно долгий процесс согласований и объединений. Так, в январе 1995 года президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Таможенного Союза, а уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Белоруссии и России, так же был введён упрощённый порядок таможенного контроля на границе России и Казахстана. Далее в 1996 году к соглашению присоединилась Киргизия, а в 1999 году и Таджикистан. В тот отдаленный период из-за разногласий по таможенным тарифам и изъятиям из режимов свободной торговли не удалось договориться о Таможенном Союзе. В 1998 году Киргизия самостоятельно вступила в ВТО. Как результат неопределенностей и противоположных мнений первый ТС не состоялся ни де-юре, ни де-факто.

ЕврАзЭс

Позже в период 2000-2006 гг. участники первого ТС объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), а в статусе наблюдателей к ним примкнули Армения, Украина и Молдавия. Перед ЕврАзЭс ставились большие задачи: создание зоны свободной торговли, единого финансового, энергетического, транспортного пространства. А к концу 2008 года предполагался переход на единую евразийскую валюты. К сожалению, не получилось. Иначе бы совсем в другом, в более устойчивом состоянии, мы встретили мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.

Современный Таможенный Союз

В середине 2006 года межгосударственный совет принял решение о создании Таможенного Союза в составе России, Казахстана и Белоруссии. В начале 2008 года в рамках ТС подписано несколько соглашений, в том числе о проведении согласованной политики в области технического регулирования, о санитарном и фитосанитарном контроле. В июле 2009 года благодаря активности премьер-министров России, Казахстана и Белоруссии было принято решение ускорить процесс создания Таможенного Союза. Тогда же было объявлено о совместном и согласованном вступлении в ВТО всех трех участников ТС. 27 ноября 2009 года президентами трех стран, участниц ТС было подписано соглашение о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе, а 1 января 2010 года Таможенный Союза приступил к работе.

Влияние ТС на приграничные территории

С полноценным функционированием ТС потоки внешнеэкономических грузов изменят свои траектории движения. Что-то будет двигаться по старым, проверенным маршрутам через таможенные границы собственных государств. А какие-то поставки, с точки зрения логистики и налогового обложения, потекут кратчайшим путем к потребителю по новым, не изведанным дорогам. Но это легко объяснимо: бизнес выбирает путь наименьшего сопротивления и налогообложения. Не думаю, что всё изменится кардинально, ведь конечный потребитель останется на своем месте. Как было в России 140 млн потребителей, так и есть, в Казахстане – 16 млн человек, в Белоруссии – 9,5 млн человек.

Не думаю, что в связи с деятельностью Таможенного Союза будет актуально застраивать пограничные районы терминалами и логистическими парками. Товарные поставки во всём мире идут по кратчайшему пути с минимальным количеством перевалок и остановок. А новый, более либеральный Таможенный кодекс ТС просто обязан способствовать этому порядку вещей в рамках объединения. Иначе незамедлительно и остро встанет вопрос, зачем всё это затевалось. По образцу и подобию Евросоюза или мини ВТО? Но ведь на западе есть всё-таки гармония на основе Международной конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур. Скорее всего, в результате нового образования по-новому откроются возможности, ранее ограниченные внутренними границами трех государств.

Последствия для логистики

Во-первых, возникнет реальная конкуренция в среде чиновников таможенных служб государств ТС за более корректное, быстрое и комфортное оформление импортных и экспортных товаров. За этой конкуренцией потянутся и технологии, используемые в развитых государствах в местах таможенного оформления. Итогом этого процесса, через какое-то время, должно стать внедрение отработанной технологии электронного декларирования через Интернет. И тогда участнику ВЭД будет не принципиально где, через какую границу осуществлять таможенную очистку импортного товара. Это, в идеале, произойдет удаленным способом из офиса участника торговли без непосредственного контакта с таможенными органами ТС.

Во-вторых, увеличится конкуренция между поставщиками товаров на рынки ТС. Конкуренция в торговле – это всегда понижение цены для покупателя. Есть надежда, что при разумной конкуренции качество поставляемого товара так же возрастет.

В-третьих, более интенсивно пойдет обмен технологиями и идеями для преобразования информационной среды Таможенного Союза. Это ведь как бы новый рынок для каждой из сторон участниц Таможенного Союза.

В-четвертых, увеличится миграция квалифицированной силы в рамках ТС. Новые, свежие мозги никогда не мешали ни одной экономике. И кстати, на стыке этих миграционных потоков, как раз и будет образовываться дополнительный рост ВВП всех трёх участников Таможенного Союза.

В-пятых, транспортная сфера уж точно оживится из-за простого отсутствия внутренних границ ТС и из-за вынужденного простоя на них транспорта.

В-шестых, за счет дополнительных, конкурентных и более дешевых товарных потоков увеличится загрузка логистических парков и терминальных комплексов во многих крупных городах России. Появятся дополнительные рабочие места.

Если честно, то мне даже не приходит в голову, что же плохого принесет нам Таможенный Союз. На этом и закончу.

«Финам.info»

Вход | Регистрация