Автоматизация логистики автозапчастей: перспективы развития
Хотя практика доказывает экономическую эффективность внедрения систем автоматизации склада (WMS), большинство российских компаний сегмента автозапчастей до сих пор не имеют современных информационных систем управления складом. Каков же реальный уровень автоматизации отрасли? По оценкам экспертов, к 2012 году российский автомобильный рынок станет третьим в мире, после США и Китая. Развитие авторынка невозможно представить без развития рынка автозапчастей. Рост автомобильного парка страны (по прогнозам, в 2008 году в России будет продано около 3 млн. только легковых автомобилей) стимулирует увеличение спроса на шины, колесные диски, запасные части для автомобилей.Согласно статистике, в 2007 году объем отечественного рынка автошин всех видов вырос на 12%, на 5-6% в год увеличиваются результаты продаж шин для грузовых автомобилей. Оборот рынка моторных масел в текущем году превысит отметку в миллиард долларов. В целом, суммарная емкость рынка автокомпонентов и запчастей сегодня составляет 18-20 млрд. долларов, а к 2010 году вырастет до 24-25 млрд.
Любопытно, что в Европе, США в то же время наблюдается снижение объёмов рынка автокомпонентов, в первую очередь, из-за жёстких экологических требований, однако российский рынок динамично развивается и растёт пропорционально увеличению количества автомобилей. Высокая конкуренция в отрасли и тенденция повышения требований клиентов к товарам приводят к необходимости увеличения эффективности бизнеса: оптимизации ресурсов, снижению логистических издержек, автоматизации складских процессов
Справедливо отметить, что автоматизацию логистики, т.е. внедрение системы управления движением товара на складе, западные концерны считают приоритетной задачей, в отличие от российских компаний. Распределительный центр – это ключевое звено логистической цепочки, где концентрируются все материальные потоки, точка перераспределения. От налаженности складских процессов зависит мобильность и работоспособность любой компании, особенно сегмента автозапчастей: за счет широкого ассортимента продукции, высокого товарооборота, необходимости обеспечения высокого уровня сервиса для клиентов.
И хотя практика доказывает экономическую эффективность внедрения систем автоматизации склада (WMS), большинство российских компаний сегмента автозапчастей до сих пор не имеют современных информационных систем управления складом. Каков же реальный уровень автоматизации отрасли? Влияет ли на практике внедрение инновационных ИТ-решений в логистические процессы на рост бизнеса автокомпаний?
В конце июля 2008 года отдел маркетинга компании Red Tree (автоматизация логистики) закончил исследование российского рынка шинной продукции, моторных масел и автозапчастей, целью которого являлось выявление уровня организации складской логистики в данных отраслях. Выборка производилась из списка 300 компаний: крупных производителей и дистрибьюторов, работающих на рынке автозапчастей, среди которых: ООО «Бриджстоун СНГ», Divers Motors (официальный дилер Volksvagen), Автомир, Mercedes Bens Russ, ООО БАЛТКАМ, ВР и другие. Результаты исследования показали, что отрасль остро нуждается в автоматизации логистики, но ИТ-прогресс все еще стучится в складские ворота.
Всего 18% компаний из рыночного сегмента автокомпонентов и запчастей внедрили у себя решения по автоматизации склада. Инструментарием автоматизации были выбраны полновесные WMS системы. Практически у всех вышеназванных компаний площадь складов превышает 5000 кв.м. Многие российские компании с небольшими складами (от 3000 до 5000 кв.м.) используют «самописные» системы. Малые склады (до 3000 кв.м.) практически полностью не автоматизированы.
Целый ряд крупных отечественных компаний, имеющих значительные по площади складские объекты, уже готовы внедрить WMS в складскую логистику и ведут поиск подходящей системы. Подобный поиск идет порой месяцы и годы. Невысокая цена отечественных систем создает иллюзию доступности подобных решений и, как следствие, вырастает психологический барьер на пути внедрения современных западных WMS систем (таких, как PSI, Consafe, EXceed и др.), которые не сопоставимы по эффективности и функциональности и, соответственно, предполагают более значительный бюджет по сравнению с российскими разработками. Таким образом, страх вложений, как финансовых, так и организационных, в модернизацию логистики приводит к куда более значительным издержкам в силу неэффективной работы.
Что касается функционала WMS решений: многие компании из исследуемых рыночных сегментов (запчасти, шинная продукция, моторные масла) хотят найти систему управления складом, которая бы полностью соответствовала их специфике, но большинство интеграторов не способны предложить им такое решение. А подмена желаемого доступным – неоправданна. В итоге получается дисбаланс в соотношении спроса и предложения: почти все компании сферы автозапчастей и автокомпонентов отмечают целесообразность и рентабельность внедрения WMS, а автоматизация отрасли идет крайне медленными темпами.
«В ближайшем будущем потребность в автоматизации складов на рынке автозапчастей будет расти, - уверена директор по маркетингу Red Tree Светлана Казакова. - Направление развития отрасли задают лидеры, крупные компании, которые уже осознали эффективность WMS и активно внедряют системы управления в свою складскую логистику. За флагманами рынка потянутся и менее крупные игроки, растущая конкуренция в среднем сегменте заставит их искать пути оптимизации и автоматизации бизнес-процессов для увеличения эффективности бизнеса. Сохранятся тенденции роста объема продаж автомобилей, запуска совместных предприятий по сборке иномарок в России. Будут увеличиваться капитализация рынка, объем внешних инвестиций. Преимущества автоматизации несомненны, так что спрос на системы WMS будет расти».
ERPNEWS