Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

23.07.2007

Особенности национальной границы

Россия граничит с 16 государствами. С 14 граница сухопутная, с двумя-Японией и США-морская. За те почти полтора года, что шла работа над проектом "Граница", наши корреспонденты побывали на участках границы почти со всеми из этих 16 стран

На некоторых-не по одному разу: например, с российско-казахстанской границы опубликовано два репортажа. Не удалось побывать на границе с КНДР и в самой Северной Корее, но мы пока не теряем надежды.

Многократно пересекший государственную границу России во всех возможных направлениях Борис Волхонский подытоживает свои впечатления.

Разумеется, ситуация на каждом участке границы своя, индивидуальная и определяется множеством географических, исторических, экономических и политических факторов. Где-то, как на границе с Белоруссией, ее пересечения просто не замечаешь, где-то существует безвизовый порядок, и формальности по идее должны занимать минимум времени, где-то требуется не просто виза, а и подробный отчет, где именно в чужой стране и сколько времени ты будешь находиться.

Но это только общая схема, а на практике все порой оказывается перевернуто с ног на голову. Скажем, получение визы в США требует времени и множества бумажных формальностей, но если она есть, то при въезде оформление бумаг не отнимает времени, а при выезде даже не надо общаться с представителями иммиграционных властей-достаточно при посадке в самолет отдать квиток иммиграционной карточки сотруднику авиакомпании. И наоборот-самые большие трудности у меня возникли при выезде из Казахстана, с которым у нас не просто безвизовый режим, а и единое таможенное пространство: таможенники чуть ли не полчаса потрошили мой чемодан (см. репортаж из Омска и Павлодара в N28 за 2006 год).

И все же какие-то общие закономерности вывести можно. И первая из них-это то, как по-разному используется потенциал пограничья "там" и "тут". Сам по себе фактор наличия границы по определению-мощный стимул для развития приграничных регионов. Но если китайские торговые города, финские порты и норвежские доки используют этот потенциал по полной программе, то для россиян соседство с заграницей становится в лучшем случае лазейкой, позволяющей обойти многочисленные бюрократические процедуры, таможенные и прочие поборы.

Я никогда не мог понять, почему автомобили из Германии надо везти через Финляндию, а не прямиком в порты Ленинградской области. Почему ремонтировать российские рыболовные суда надо в Норвегии, а не в Мурманске. Почему выгоднее ездить в Монголию за японскими автомобилями, чем покупать их у себя дома. Я понимаю, зачем это делают моряки, транспортники, оптовые поставщики и иные участники внешнеэкономической деятельности. Но не понимаю, почему наши власти создают такие условия, вводят такие тарифы, при которых выгоднее кормить соседние страны, а не свои, российские компании и там же, у соседей, создавать рабочие места и способствовать процветанию чужих, а не своих малых городов.

А наши малые города-это отдельная песня. Я даже имею в виду не отдаленные районы вроде Южных Курил, где периодически повторяющиеся стихийные бедствия и юридическая неопределенность статуса территории приводят к разрухе и нежеланию инвесторов вкладываться. Я говорю о малых городах Центральной России, например о Псковской области. Этот богатейший по потенциалу край просто находится на грани вымирания. Например, город Печоры, особо убого смотрящийся на фоне великолепного Свято-Успенского монастыря. Туризм в городе практически не развивается, а местное население существует разве что за счет того, что, имея двойное-российское и эстонское-гражданство, может совершать челночные поездки через границу и сбывать в Эстонии дешевый российский бензин.

А что говорить о Пыталове, жителям которого Латвия отказывает в праве иметь двойное гражданство? Город выглядит как после бомбежки и совершенно непонятно, как еще держится.

Отдельные сколько-нибудь позитивные примеры на этом фоне выглядят исключениями, только подтверждающими общее правило. Почему, например, в целиком и полностью зависящем от бюджетных дотаций и северного завоза Чукотском автономном округе в последние годы удалось более или менее наладить социальную сферу? Да просто выясняется, что если губернатор финансово не заинтересован в своем служебном положении, то бюджетные средства будут тратиться по целевому назначению.

Сравнение малых и средних городов по обе стороны границы подтверждает, что само по себе становление бизнеса у нас шло неправильно. Вместо того чтобы идти "от корней", сначала были созданы крупные олигархические структуры, захватившие и поделившие между собой весь рынок, а малому и среднему бизнесу остались только незанятые и наименее привлекательные ниши. А в итоге, например, гостиницы в областных и районных центрах-это, как правило, слегка подновленные монстры советского соцкультбыта. Маленьких и по-семейному уютных гостиниц, которые при минимуме затрат могли бы обеспечить максимум потребностей небольших городов, в России сыскать трудно. В отличие от соседей-причем я говорю не о странах с прочными традициями предпринимательства, как Финляндия, Норвегия или даже страны Прибалтики, а, скажем, о такой стране, вообще не имеющей опыта капиталистического хозяйствования, как Монголия, или о таком образце антилиберализма, как Белоруссия. О транспортной инфраструктуре я вообще не говорю: пресловутая фраза про две беды России актуальности не потеряла до сих пор.

И конечно, пресловутый режим приграничных районов, попросту сковывающий по рукам и ногам всякую инициативу на местах. Возможно, я не понимаю каких-то высших соображений государственного руководства, вводившего этот режим, но ведь ни в одной из цивилизованных стран, окружающих Россию, нет таких зон, в которые включались бы огромные территории, отстоящие от границы на десятки, а то и сотни километров. В крайнем случае в полосе, непосредственно прилегающей к границе, есть запрещающие знаки для транспорта или заборы и объявления для пешеходов, но чтобы запрещался въезд без пропуска в целую область, штат или провинцию-это что-то из тоталитарного прошлого. Оттуда же идет и запрет фотографировать "стратегические объекты", например аэропорты или будки, в которых сидят пограничники возле КПП. Причем очевидно, что в условиях мощного развития космических технологий эти запреты не имеют смысла: шпионские ведомства легко могут получить любую картинку со спутника.

При этом все подобные чиновничьи ограничения и необоснованные запреты исходят от федеральных ведомств, на политику которых местные власти повлиять не могут. Пограничники запрещают въезд иностранцев, мешая туризму, таможенники взимают сборы, идущие в федеральный бюджет, Минсельхоз устанавливает квоты на рыбную ловлю, зачастую игнорируя оценки рыбных запасов, предоставляемые регионами. В приграничных регионах это ощущается особенно остро.

- Неужели им мало нефти?-изумился мой знакомый, прочитав один из репортажей, где рассказывалось, как богатый регион искусственно превращается в дотационный, поскольку федеральный центр без остатка выгребает все средства. Я не знал, что ему ответить.


"Коммерсантъ"


Вход | Регистрация