«Укрзализныця»: ставка на транзит
Правительство Украины заявило курс на стабилизацию ценовой политики «Укрзализныци», поддержав экспортеров в их стремлении сохранить тарифный статус-кво грузоперевозок. В этих условиях железнодорожникам остается либо манипулировать транзитной составляющей тарифов, либо перераспределять тарифные преференции.Экспорт просит передышки
Об очередном витке роста грузовых тарифов «Укрзализныця» заговорила в середине предыдущего года. При этом взамен резкого и однократного роста приблизительно на 40%, вызвавшего критику грузоотправителей, ведомство пообещало тактику постепенного подорожания в пределах инфляционного коридора. Этот вариант также не был поддержан правительством, и до сего момента «Укрзализныця» так и не смогла поднять грузовые тарифы ни внедрением нового Тарифного прейскуранта с заложенным ростом базовых тарифов на уровне +4%, ни путем привязки к инфляционным процессам, которые, по оценкам «Укразализныци», составляют около 1-2% ежемесячно. При этом правительство равным образом «наказало» и порты, отменив 30-процентный рост стоимости стивидорных услуг, планировавшийся с 1 января.
По оценке наблюдателей, таким образом горнометаллургическое лобби Украины отреагировало на предыдущий, рекордный по высоте рывок экспортных тарифов «Укрзализныци» в апреле 2005-го, а также на последующий рост стоимости газа. Характерно, что переменилось и мнение железнодорожников. Так, если в конце предыдущего года руководство «Укрзализныци» заявляло об «объективной готовности» клиентов к росту грузовых тарифов, то уже в начале этого года генеральный директор государственн Владимир Козак заявил: «Будут ли повышены тарифы, определит правительство. Оно знает финансовую обстановку не только железных дорог, но и других предприятий, а также всей экономики страны в целом». Очевидно, подобное «знание» правительства сыграло свою роль, и рост тарифов был заблокирован, а Минтранссвязи было рекомендовано «не включать в финансовый план «Укрзализныци» на 2007 год погашение убытков железных дорог за счет роста стоимости их услуг».
Правительство отказалось и от идеи выравнивания внутренних и экспортных железнодорожных тарифов (фактически – роста стоимости перевозок на экспорт), декларированной под предлогом выполнения требований ВТО. Вопреки заявлению «Укрзализныци» об отсутствии финансовой заинтересованности (по заявлению замначальника Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Виктора Чорного, «рост доходов произойдет только в случае увеличения объемов перевозок»), экспортеры прогнозировали рост тарифной составляющей на уровне 29-43%, а свои убытки - на уровне $500 млн.
Точно также правительством было проигнорировано намерение Минтранссвязи внедрить механизм поэтапного, «щадящего» роста грузовых тарифов на уровне 2-3% ежемесячно. Сам разброс анонсов ведомства (от +36% до +12%) говорит о серьезном сопротивлении экспортеров этому плану. Свою поддержку грузовладельцам оказал Антимонопольный комитет Украины, Минэкономики, профильные бизнес-ассоциации. Противники роста настаивают на тарифном моратории вплоть до создания независимого органа регулирования в сфере грузовых железнодорожных перевозок в лице Национальной комиссии регулирования транспорта. Соответственно, продолжаются дебаты и вокруг финансового плана «Укрзализныци», где должен быть предусмотрен размер тарифного роста. Если учесть, что финплан-2006 был принят только в мае прошлого года, время для маневра у Минтранссвязи еще остается.
Транзитные перспективы
В этих условиях «Укрзализныця» вспомнила о приоритете транзитного направления, ранее традиционно находившегося вне поля зрения украинских властей. Основная причина подобной «невнимательности», помимо отсутствия финансовой отдачи в виде прямых налогов, заключается в тарифной «закрытости» транзитного сектора, где преференции до сих пор остаются наиболее явным объектом нерыночного регулирования. Речь идет о так называемой «экспедиторской скидке», устанавливаемой согласно введенному в конце 2005 года Порядку установления «Укрзализныцей» тарифов на перевозку транзитных грузов железными дорогами Украины. Целью его внедрения декларировалось «достижение баланса интересов «Укрзализныци», пользователей транспортных услуг и государства», что на практике, по мнению украинских экспедиторов, вылилось в неравенство доступа участников к рынку транзитных перевозок. В итоге основными игроками транзитного рынка стали крупные компании-нерезиденты, снизив пополнение украинского бюджета.
Тем временем «Укрзализныця» не устает подчеркивать рост собственных затрат ввиду повышения цен на матчасть и энергоносители. Именно таким аргументом воспользовались железнодорожники, повысив на 3% стоимость транзитных грузоперевозок во втором полугодии прошлого года. По оценкам ведомства, этот рост вкупе с увеличением объемов транзита приблизительно на 9% (до 56,7 млн тонн), вывел выручку транзитного сектора на уровень $520 млн, что обеспечило около 13% совокупного дохода «Укрзализныци» (годом ранее – около 11%). По расчетам железнодорожного ведомства, рост транзита продолжится и в текущем году и составит около 5% (до 60 млн тонн), причем основную прибавку - до 90% - должны обеспечить массовые грузы (уголь, рудные, черные металлы, химические и минеральный удобрения).
Очевидно, исходя из этого прогноза Минтранссвязи пошло привычным путем, повысив тарифную планку перевозок транзита в порты (куда уходит основной поток массовых грузов). При этом рост железнодорожной составляющей составил порядка 7%, стивидорной – 9%. Кроме того, министерство продолжило практику сужения перечня льготных номенклатурных позиций. Так, из списка на 2007 год исчез ряд перспективных составляющих российского транзита – кокс в направлении Ренийского порта и черные металлы в направлении Николаевского и Керченского.
Новацией текущего года стали договоренности Украины и России в части перевозок казахстанского транзита – проект, анонсировавшийся «Укрзализныцей» с начала 2006-го. В число грузов, для которых ОАО «РЖД» и «Укрзализныця» установили согласованные скидки, включены сырая нефть и лом черных металлов казахстанского происхождения; китайские контейнерные грузы, идущие через Казахстан; узбекский хлопок, следующий в Ильичевский порт. По оценке украинских специалистов, ограниченный спектр грузопотоков в совокупности с наличием для них конкурентоспособных альтернативных маршрутов делает этот проект малоперспективным.
Гораздо реальнее выглядит финансовый выигрыш «Укрзализныци» в связи с изменением подхода к формированию скидок к ставкам Тарифной политики на текущий год. Заложенное на 2007-й повышение корректирующих коэффициентов к транзитному тарифу на уровне 6-7% против предыдущего года с учетом прогноза о 60-миллионном объеме транзитных перевозок может дать железнодорожному ведомству дополнительный доход в размере $30-35 млн.
РЖД-Партнер