Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

23.08.2006

«Блокада» Калининграда может выйти Литве боком

Калининград в очередной раз оказался заложником отношений России и Литвы: из-за проблем с поставками нефти на НПЗ Mazeikiu nafta соседи грозят ограничить железнодорожный транзит через свою территорию в российский эксклав на Балтике.

Напомним, что из-за аварии 29 июля на российском участке нефтепровода «Дружба-1» литовский НПЗ оказался на голодном сырьевом пайке. Затем последовало заявление главы «Транснефти» Семена Вайнштока о возможности прекращения поставок по этому трубопроводу, поскольку его срок годности уже давно истек – вместо 30 лет он эксплуатируется больше 40.

В Литве же это расценили как желание Москвы наказать соседей за то, что актив обанкротившегося ЮКОСа, который владел контрольным пакетом акций концерна Mazeikiu nafta, продан не российской компании, а польской PKN Orlen. И пообещали заняться ремонтом изношенного участка Кена — Кибартай на своей железной дороге, что неизбежно скажется на объемах калининградского транзита.

В руководстве Калининградской железной дороги отказались комментировать намерение литовской стороны, так как, по словам пресс-секретаря магистрали Александра Першина, никаких уведомлений от соседей на этот счет к ним не поступало. Понять осторожность в высказываниях калининградских железнодорожников можно: они только-только преодолели наметившееся в прошлом году снижение объемов перевозок. Оно произошло из-за несколько раз откладываемого Литовской дорогой намерения повысить транзитные тарифы, что и привело к оттоку грузов на калининградском направлении.

В этом году дела пошли на подъем, и КЖД рассчитывает перевезти около 20 млн. тонн грузов, что выше рекордного 2004 года, когда было перевезено немногим более 18 млн. тонн. Поэтому портить отношения с литовскими коллегами калининградцам не с руки.

Более решительным, как и положено военным, оказался командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко, который заявил, что «искусственное ограничение Литвой воинского транзита в Калининградскую область осложнит, но не парализует жизнедеятельность Балтфлота». По его словам, в этом случае флоту придется затрачивать больше финансовых средств, организационных усилий на снабжение воинской группировки морским путем, которым и сегодня перевозится большое количество необходимого имущества.

По мнению же местных аналитиков, очередная угроза транспортной блокады отрезанной от основной территории страны и окруженной странами ЕС Калининградской области в лишний раз указывает на нерешенность и остроту транзитной проблемы российского эксклава. Причем не только с Литвой, но и с союзной Белоруссией, которая не далее как в июле «симметрично» ответила на намерение «Газпрома» повысить цену на газ, на полмесяца «тормознув» на КПП в Ошмянах калининградские автофуры с подакцизными товарами, следовавшими в Калининградскую область.

Усугубляется эта проблема и неравными тарифами на перевозку экспортных грузов третьих стран в сторону Калининграда и Клайпеды, которые делают невыгодной перевалку калийных удобрений и другой белорусской продукции через российский порт на Балтике. Министры транспорта трех стран провели уже две встречи, однако взаимоприемлемого решения пока не найдено.

Однако федеральный центр ни по нынешнему литовскому демаршу, ни по предыдущим тревоги не бьет. На недавнем партийном семинаре в Светлогорске помощник Президента РФ, спецпредставитель по взимоотношениям с Евросоюзом Сергей Ястржембский в ответ на заявление известного политолога, президента фонда «Единство во имя России» Вячеслава Никонова, назвавшего калининградский транзит «национальным позором России», сказал, что ситуация с ним в целом удовлетворительная, за исключением некоторых шероховатостей — вроде отсутствия на литовской границе фито-санитарного и животного контроля. Но и эти вопросы, мол, решаются. Кроме того, принято, по оценке Ястржембского, беспрецедентное решение – впервые в отношениях России и ЕС внедрена система электронного оформления грузов, что значительно облегчило работу компаний. И лишь в вопросе военного транзита Литва еще не готова проявить политическую волю и пойти на подписание нового соглашения с Москвой.

А пока суть да дело, Москва возлагает серьезные надежды на запланированный на сентябрь пуск морской железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск, объявляя ее этакой альтернативой литовскому грузовому транзиту, хотя считать его таковым можно с большой натяжкой. Сейчас Калининградская железная дорога ежедневно принимает от 20 и более пар поездов, а паром способен перевозить всего два состава в неделю, да и то лишь летом, так как зимой Финский залив замерзает. В лучшем случае, эта переправа сможет взять на себя перевозку в область специфических военных грузов, хотя, по заявлению командования Балтфлота, моряки справляются с этим силами своего транспортного флота.

По мнению экспертов, несмотря на наличие инфраструктуры всех видов транспорта – морской, речной, портовой, железнодорожной, воздушной, автодорожной, – Калининградскую область пока сложно назвать крупным транспортным узлом, и его загрузка, во многом, зависит от внешних факторов. Таких, как тарифная политика РЖД, литовских и белорусских железных дорог, а также политическая обстановка вокруг эксклава, связанная, прежде всего, с взаимоотношениями России и ЕС. Нестабильны они – нестабильны и объемы пассажирского и грузового потоков, нестабильна и экономика региона, которая зависит от поставок извне энергоносителей, комплектующих и сырья, а также потребительских товаров.

От этого напрямую зависит и конкурентоспособность выпускаемой в регионе продукции, которая отправляется в другие части страны. Как верно заметил начальник отдела организации перевозок местной логистической компании «Газкомплектимпэкс» Петр Болыбенко, «транзит через Литву бьет по карману не столько высоким тарифом, сколько неопределенностью».

Именно это обстоятельство и отпугивает многих грузовладельцев, которые предпочитают обходить стороной Калининград, обладающий не только транспортной инфраструктурой, но и единственным на Балтике незамерзающим портом. А также крупных инвесторов, несмотря на серьезные налоговые преференции нового закона об Особой экономической зоне: трудно рассчитывать на прибыльный бизнес в нестабильной, постоянно меняющейся обстановке.

Комментируя по просьбе корреспондента ИА «Росбалт» реальность железнодорожной блокады области, губернатор региона Георгий Боос заявил, что ситуацию не стоит драматизировать, так как официальных уведомлений об этом со стороны властей Литвы ни МИД РФ, ни региональное правительство не получало. «Есть лишь заявления, озвученные СМИ, – подчеркнул он. – Я не исключаю, что кто-то просто неудачно выразился. Если же действительно такое решение будет принято соседями, оно будет означать денонсацию Литвой международных соглашений и принятых ею на себя обязательств по обеспечению беспрепятственного транзита пассажиров и грузов, гарантированных Евросоюзом. То есть, будет брошена перчатка в лицо ЕС, который выделяет этой стране 2,6 млрд. евро на поддержку ее бюджета».

Вместе с тем, Боос заявил, что на запланированной на конец текущей недели встрече с президентом РФ Владимиром Путиным он намерен поднять данную тему, а также настаивать на выравнивании Россией железнодорожных тарифов в отношении транзитных литовских грузов. «Я предупреждал литовскую сторону о том, что если она не пойдет на выравнивание дискриминационных тарифов в калининградском направлении, нам придется принимать ответные меры по грузам, перевозимым через Клайпеду», — сказал губернатор.

ИА «Росбалт»

Вход | Регистрация