Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

14.08.2006

Ликвидация "серых схем" повлияла на транзит

Для России Китай является стратегическим партнером и занимает второе место среди ее торговых партнеров после Германии и первое - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Китая Россия едва входит в первую десятку партнеров по товарообороту - доля внешнеторгового оборота не превышает двух процентов в структуре внешней торговли КНР.

В 2005 году рост объемов внешнеторговых перевозок в направлении КНР по сети Российских железных дорог увеличился по сравнению с аналогичным показателем 2004-го на 13,3% и достиг уровня в 43,4 млн.тонн. Основу данного грузопотока на 93,6% составил экспорт продукции из России. На долю импорта пришлось 5,2%, транзит составил 1,2%.

Если рассматривать экспорт в разрезе номенклатурных групп грузов, то основная доля приходится на лес и лесопродукцию – 34,8%, а также нефтеналивные грузы – 21,3%. Удельный вес минеральных удобрений, черных металлов и железной руды составил 13,9%, 11,3% и 7,1% соответственно. Кроме того, необходимо отметить рост объемов перевозок грузов в контейнерах-на 11%. Причем увеличение по импорту шло опережающими темпами нежели по экспорту: +20% против +15%. Таким образом, суммарный объем контейнерных перевозок составил почти 135 тыс.TEU, из которых свыше 60-ти тыс.TEU пришлось на импортное сообщение и почти 35 тыс.TEU составил экспорт.

Тем не менее в начале этого года ситуация коренным образом изменилась. В целом увеличение объемов перевозок грузов в контейнерах составило лишь 3% (67,9 тыс.TEU), при этом соотношение динамики по экспорту и импорту поменялось диаметрально: темпы прироста объемов экспортных перевозок опередили темпы прироста по импорту (+43% против +33% соответственно). Более того, аналитики зафиксировали фактическое падение транзитных объемов, что называют неизбежным последствием ликвидации так называемых "серых схем" перевозок.

Очевидно, данная тенденция получит продолжение и в дальнейшем. Участники транспортного рынка в Дальневосточном регионе России неоднократно указывали на серьезное падение транзита контейнеров, несмотря на все конкурентные преимущества Транссибирской магистрали, вызванное повышением железнодорожных тарифов. Как объяснили в ОАО "РЖД", ждать изменения тарифной политики по этому вопросу в ближайшее время не придется, так как экономический анализ показал, что в структуре транспортной составляющей на перевозку контейнера из любой страны АТР транзитом по Транссибу до пункта назначения в Западной Европе доля тарифа за перевозку по территории России просто незначительна, а в стоимостном выражении даже не покрывает эксплуатационных расходов. Поэтому продолжать поддерживать столь низкий трафик не целесообразно и является необоснованной "преференцией" другим участникам данной транспортной цепочки. Таким образом логично предположить, что в дальнейшем в структуре контейнерооборота России и КHP будет увеличиваться доля экспорта из России, а также возрастать импорт, направляемый из Китая главным образом в близлежащие регионы РФ.

Если же оценивать перспективы роста по основным номенклатурным группам, формирующим экспортный грузопоток, то можно отметить следующие. Перевозки черных металлов будут сокращаться в силу конъюнктурных причин и очевидного падения спроса со стороны китайских потребителей. Что касается перевозок лесных грузов, то здесь перспективы оцениваются весьма оптимистично. Во-первых, Китай является самым крупным импортером леса из России. При этом треть российского леса сосредоточена в регионах Дальнего Востока и Сибири, имеющих с Китаем общую границу, через которую, главным образом, и вывозится древесина в КНР. Кроме того, с 2000 года Китай перешел на режим беспошлинного ввоза леса, что в значительной степени стимулирует российских лесозаготовителей. Также (ввиду массовости данного груза) на ключевых пунктах пропуска действуют льготные условия прохождения таможни.

Однако наиболее высокими темпами, с точки зрения аналитиков железнодорожного транспорта, в направлении Китая будут осуществляться перевозки нефтеналивных грузов. Потребность КНР в данном виде топлива прогнозируется экспертами в объеме свыше 100 млн.тонн к 2010 году. И, учитывая ограниченные возможности трубопроводной системы на данном направлении, ожидается, что существенная нагрузка останется на железнодорожном транспорте.

По данным ОАО "РЖД", в 2005 году объем поставок нефтеналивных грузов в Китай составил 9,3 млн.тонн, что на 19,6% выше уровня 2004. При этом объем перевозок сырой нефти в Китай увеличился на 33,9% до 7,9 млн.тонн (или 85% от общего объема перевозок нефтяных грузов в эту страну). Однако объем транспортировки нефтепродуктов снизился на 25,4% и составили лишь 1,4 млн.тонн (15% от общего объема перевозок нефтяных грузов в Китай).

Что касается работы в нынешнем году, то в течение первых шести месяцев объем экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов из России в Китай уже составил 5,5 млн.тонн, что на 20,6% больше, нежели за аналогичный период прошлого года. При этом опять же сохранилась тенденция на увеличение объемов перевозок именно сырой нефти (+26% по сравнению с аналогичным периодом января-июня прошлого года). Суммарный объем поставленной нефти достиг уровня 4,9 млн.тонн, а ее удельный вес в структуре грузопотока нефтеналивных грузов составил 90% от общего объема. В то же время перевозки нефтепродуктов снизились на 12,8% и составили лишь 0,6 млн.тонн.

Как объясняют в ОАО "РЖД", на период до 2010 года перевозки сырой нефти в железнодорожном сообщении будут осуществляться в соответствии с "Планом действий по реализации положений "Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и КНР" (2005-го-2008 гг.), который был утвержден 14 октября 2004 года Президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао. В документе прописано, что стороны на основе принципа взаимной выгоды должны оказать поддержку по увеличению поставок в Китай сырой нефти из России по железной дороге, чтобы их объем составил с 2006 года не менее 15-ти млн.тонн ежегодно.

Однако трудно не отметить, что как в разрезе всего внешнеторгового оборота России и Китая, так и в структуре грузооборота Российских железных дорог, наблюдается все та же тенденция: увеличение объемов поставок сырья при сокращении удельного веса объемов перевозок продукции с высокой добавленной стоимостью.

Тем не менее аналитики отмечают, что объективно рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона является на сегодняшний день самым перспективным с точки зрения потребления нефти и нефтепродуктов. Тем более для России, которая географически тяготеет к ним и является вторым после Саудовской Аравии экспортером нефти. Кроме того, перспективные планы предусматривают активное освоение новых нефтяных месторождений Восточной Сибири (прогнозируется добыча порядка 50-ти млн. тонн в год к 2020-му), откуда жидкое топливо логично будет экспортироваться на рынки АТР и тем более Китая, который сегодня занимается второе место в мире по потреблению нефти и одновременно проводит политику создания стратегического нефтяного резерва, который обеспечит энергетическую безопасность страны.

РЖД-Партнер

Вход | Регистрация