Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ТАМОЖЕННЫЕ

14.07.2006

Деприватизация таможни

Чиновники буквально восприняли требование президента развести на границе таможенные органы и бизнес-структуры. До середины 2007 года все таможенное имущество должно быть передано на баланс специально созданного Федерального агентства по управлению приграничной инфраструктурой. Участники рынка считают, что под раздел в первую очередь попадет бизнес, в руках которого находится 90% всей таможенной инфраструктуры. Часть перевозчиков надеются, что деприватизация положительно отразится на их кармане. Другие же, не веря в радивость государства, готовы переплачивать частнику. Невыясненным остается главный вопрос - как будет происходить деприватизация.
Свой знаменитый вопрос "Когда таможенные органы и представители бизнес-структур перестанут сливаться в экономическом экстазе?" Владимир Путин задал Герману Грефу в апреле 2006 года. Не прошло и полмесяца, как Министр экономического развития внес в правительство проект создания Федерального агентства по управлению таможенной инфраструктурой.
Кому оно будет подчиняться до сих пор непонятно. Хотя эксперты не исключают, что новая структура останется у МЭРТа - в качестве компенсации за выведение из его подчинения таможни.
Что касается ее функций, то в пресс-службе Минэкономразвития обозначили три направления деятельности: строительство и содержание пунктов пропуска через государственную границу, создание приграничной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и разработка единых технических требований. В МЭРТе подчеркнули, что последнее слово остается за правительством.
Между тем, участники рынка утверждают, что за созданием государственной инфраструктуры скрывается не что иное, как попытка деприватизации инфраструктуры частной.
Строить объекты с ноля - дорого и долго. Проще вернуть в лоно государства то, что ему же когда-то и принадлежало.
В первую очередь речь идет о таможенных складах. Импортный товар, прежде чем попасть на территорию России, должен пройти так называемую таможенную очистку, куда входят проверка товара, оформление документов, уплата платежей. Все это время товар по закону должен находиться в зоне таможенного контроля - на государственной территории. Однако, понятно, что товар не может храниться на улице - необходимы склады с охраной, освещением, кондиционерами и т.п.
"В начале 90-х годов у государства не было денег на строительство и содержание инфраструктуры для временного хранения грузов. Она была отдана на откуп коммерческим структурам. Бизнес мог, получив лицензию, открывать склады временного хранения", - рассказал Накануне.RU преподаватель ВЭД и логистики Российской академии госслужбы при Президенте РФ Петр Травинский.
Сейчас государство владеет только 10% таможенных складских терминалов, остальные 90% находятся в руках частников.
Выходит, что большинство государственных таможенных постов, которые по правилам должны располагаться в зоне таможенного контроля, располагаются на частной территории. Как правило, они просто арендуют земли и здания. Это относится не только к пограничным пунктам пропуска, но и к внутрироссийским.
"Таможенные посты находятся в тесной зависимости от бизнеса - вот о чем говорил президент. Особенно это чревато на границе: получается, что прохождение товаров через границу в конечном итоге контролирует не государство, а государство под влиянием коммерческих структур. Это ведет к злоупотреблениям, к недобору таможенных платежей, так как становятся возможны различные варианты оформления товара", - отметил Петр Травинский.
Наглядная иллюстрация вариативного подхода - так называемые "белые списки" импортеров , куда входят крупнейшие российские компании, растаможивающие товар по ускоренной схеме. Схема простая: таможенники верят импортерам на слово и не проверяют товар, а их фуры пересекают границу за два-три часа вместо недели. Таможня увеличивает пропускную способность постов и объемы пошлин. Импортеры же, чей бизнес завязан на временной фактор, получают вполне ощутимое снижение себестоимости товара.
Стоит заметить, что "белые списки" вполне легальны. Однако многие компании оказывались в них нелегально.
По данным импортеров, несколько лет назад "выбелиться" можно было за весьма умеренную плату - $8-10 тысяч. Хотя называются и куда более внушительные суммы – $50-100 тысяч.
Перевозчики утверждают, что частные таможенные терминалы, конкурируя между собой, тоже не всегда предлагают "чистые" условия растаможки грузов. Со слов начальника юридического отдела Транспортно-экспедиционной компании "Лорри" Алексея Лютина, непонятные организации, расположенные на их территории, ведут незаконную деятельность, взаимодействуя и с владельцами терминалов, и с сотрудниками таможенных постов. Доказательство тому - многочисленные уголовные дела, возбужденные в отношении таможенников.
В транспортной компании указывают и на другой неприятный аспект сложившейся на таможне частно-государственной системы. "Бизнес на территории терминалов имеет вспомогательные службы. Таможня обязывает сделать копию с какой-нибудь бумажки или произвести расчет таможенной пошлины именно там. За столом, как правило, сидит женщина с калькулятором. Она за 500 рублей считает размер пошлины и пишет его на простом клочке бумаги", - говорит Алексей Лютин.
Вырученные от вспомогательных услуг деньги являются неплохим довеском к основной деятельности. Плата же за хранение товара на коммерческом складе составляет в среднем 1,5-2 доллара за кв метр площади в сутки.
Между тем, жалуются импортеры, на многих пунктах пропуска нет даже скамеек и элементарных бытовых удобств, а ждать растаможки порой приходится по 12 часов. Ни бизнес, ни государство об этом не заботятся: бизнес и без того хорошие деньги зарабатывает, а государству, какой интерес обустраивать чужую территорию.
Впрочем, перевозчики не очень-то верят в то, что передача частных таможенных терминалов государству позволит решить насущные бытовые проблемы.
Однако, они смогут значительно экономить на хранении товара и других околотаможенных процедурах, так как логично, что у частников расценки на порядок выше.
К слову, в пресс-службе Уральского таможенного управления Накануне.RU сообщили, что обеими руками за возвращение таможни государству. Но воздержались от более глубокой оценки.
И все же уральские импортеры, несмотря на очевидную, казалось бы, материальную выгоду, предпочитают оставить все, как есть. "Нас устраивает сложившаяся система, потому что таможенники сами зачастую нечистоплотны. Если отдать все государству - меньше гарантий, что не разворуют. Мы готовы платить частнику, который отвечает за сохранность товара", - сообщила Накануне.RU маркетолог компании "Авто-Мост", импортирующей в Россию иностранные автомобили, Татьяна Смирнова.
Таможенные брокеры и владельцы складов вообще не видят экономической целесообразности в деприватизации таможни. Понятно, что они отстаивают свои интересы, но и в их рассуждениях есть логика. Если деприватизация будет осуществлена путем выкупа, то, легко предположить, средства на нее потребуются немалые.
В России 413 пограничных пунктов пропуска. Мало выкупить металлические ангары, надо еще обустроить их и содержать.
"Это очередной бред. Как государство сможет содержать таможенные склады: платить зарплату персоналу, покупать технику, которую оно нам навязывает, а потом просит передать в пользование? 30 тысяч долларов стоит один малотоннажный погрузчик. А еще необходимы компьютеры, телефоны, копировальная техника. Государство само за все это будет платить? Интересно было бы посмотреть", - недоумевает руководитель одной из московских компаний, занимающейся транспортировкой и хранением грузов.
По его мнению, не надо огосударствлять таможню - надо пресечь взяточничество среди таможенников. "Что такое коррупция? Это когда одна сторона дает, а другая берет. Не берите взятки, а сажайте тех, кто вам эти взятки дает. Зарплату надо таможенникам повысить", - убежден он.
В компании "Лорри" тоже считают, что государству не мешало бы прежде всего навести на таможне порядок, установив четкие условия работы для всех терминалов: начиная с площади склада и наличия оборудования и заканчивая взаимоотношениями бизнеса с таможенниками. "Если такие меры будут приняты, крупные терминалы вытеснят терминалы с небольшим потенциалом. Тогда не будет нездоровой конкуренции, толкающей, как минимум, на злоупотребления служебным положением", - считает Алексей Лютин.
Впрочем, государство похоже решительно настроено выкупить частную инфраструктуру.
Новый глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов в конце июня заявил, что уже подготовлены деньги на выкуп зданий таможенных постов. Сейчас ведутся переговоры с владельцами складов временного хранения.
Сама по себе идея возвращения пограничной таможни в лоно государства не вызывает отторжения. Напротив, ведь речь идет о стратегических интересах страны, которые не должны зависеть ни от чьего желания быстро и легко заработать. В конце концов всем нам хочется спать спокойно, есть здоровую пищу и покупать детям безвредные игрушки. Мы ни в коем случае не утверждаем, что таможенники все взяточники. Наверняка, среди них много честных людей.
Речь идет о том, что частно-государственная система формирует почву для больших злоупотреблений. Нельзя сказать, что выведение из нее бизнеса автоматически ставит крест на взяточничестве, но, наверняка, отразится на его масштабах. Безусловно, параллельно нужно искоренять и другие условия для взяточничества. Другое дело, что деприватизация должна быть осуществлена по уму, в чем у нас, наученных горьким опытом, есть все основания сильно сомневаться...

Накануне.Ру   


Вход | Регистрация