Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

01.06.2006

«Черная дыра» северной границы

В Финляндии объявлено о завершении расследования по фактам контрабанды российского военного оборудования. Запчасти для реактивных истребителей, комплектующие боевых вертолетов, блоки современных радарных систем и много другой продукции ВПК России, назначение которой еще не установлено, задержаны финскими таможенниками при попытке ввоза на территорию Суоми. Военные материалы проходили по документам как гражданские грузы. Получателями товара значились Сербия и Черногория, а также Китай. Впрочем, эти данные могли быть фиктивными, а реальными покупателями выступали совсем другие страны.

Первая партия нелегальных товаров, произведенных на предприятиях российского ВПК, была задержана в августе прошлого года. В 2006 году финские таможенники конфисковали еще несколько контейнеров с военными материалами.

Информация об этом была обнародована финскими властями лишь сейчас, поскольку все это время шло расследование. Для идентификации назначения контрабандных материалов были привлечены эксперты минобороны Финляндии. Следствие считает, что в данном случае речь идет об организованной преступной деятельности и таможне удалось перекрыть один из каналов утечки за рубеж российской военной продукции. Посредниками российских преступников в Финляндии выступали наши соотечественники, постоянно проживающие в Суоми.

Несмотря на масштабность контрабанды и стоимость конфискованных материалов (по некоторым оценкам, сумма конфиската составляет несколько миллионов евро. – «НИ»), прокуратуре Финляндии не удалось собрать достаточных доказательств в отношении подозреваемых по четырем из пяти случаев нелегальной переправки через Суоми частей российской военной техники.

Только один из российских посредников приговорен к денежному штрафу. Проблема заключается в том, что Финляндия выступала в качестве транзитной страны. Как отправители, так и получатели товара находятся вне досягаемости финских властей. Кроме того, факт сознательной фальсификации сопроводительных документов задержанных грузов доказать крайне трудно.

Нелегальная переброска российских военных материалов через территорию Финляндии на Запад шла и раньше. Наиболее известна скандальная история с частями секретного российского радара для истребителей Су-27 и Су-30, переправленных из России в Швецию в середине 90-х годов несколькими небольшими партиями. Операцию под кодовым названием «Эбба» проводила шведская военная разведка, которая привлекла для нелегального приобретения радара и его переброски в Швецию частную компанию «Эксико». Ее владелец официально занимался в нашей стране закупками удобрений, а секретную электронику приобрел, как он сам признался, за взятки у представителей российской оргпреступности. Российский радар, собранный из переправленных через границу частей, был использован концерном «СААБ» при создании шведского многоцелевого истребителя JAS. Эта история стала известна случайно. Шведская налоговая инспекция, проверяя бухгалтерию «Эксико», наткнулась на миллионные суммы, с которых не были выплачены налоги. Владелец компании, которому грозила тюрьма, принялся оправдываться, рассказывая о своей роли в повышении обороноспособности родины.

Шведский эксперт на условиях соблюдения его анонимности рассказал «НИ», что финский канал, вероятно, стал активнее использоваться контрабандистами российских военных секретов после того, как сократились возможности эстонского. На протяжении всех 90-х годов материалы военного назначения «с Востока» перевозились из Эстонии в Швецию на паромах. По сведениям шведского телеканала ТВ4, долговременное соглашение о «зеленой улице» для грузов минобороны до сих пор существует между шведскими военными и таможней. Возил российскую военную электронику и паром «Эстония», потерпевший крушение в 1994 году. Вероятным получателем товара являлись США. Возможная связь контрабанды с трагедией, унесшей жизни почти девяти сотен человек, и поднявшаяся вслед за разоблачением в СМИ и парламентах Эстонии и Швеции буря заставила эстонские и шведские власти ужесточить контроль за эстонским маршрутом.

Сегодня даже старую технику, найденную на полях войны, перевозят на Запад из России преимущественно через Финляндию. «Главное – разобрать самолет или танковый двигатель на как можно более мелкое число деталей, и тогда их легко переправить через границу под видом лома сельхозтехники», – рассказывали корреспонденту «НИ» эстонские торговцы военными раритетами на ежегодной ярмарке под Таллином, куда со всей Европы стекаются коллекционеры.

Обсуждая недавние конфискации, произведенные финской таможней, скандинавские обозреватели задаются вопросом: «Почему все реквизиции были сделаны на финской, а не на российской стороне границы?»

В качестве наиболее вероятного ответа называется коррупция на погранпереходах Торфяновка и Брусничное. В конце 2004 года, к примеру, среди сотрудников этих переходов была раскрыта преступная группировка, сотрудничавшая с контрабандистами. Деятельность коррумпированных таможенных инспекторов принесла государству 30 миллионов долларов убытков. По поводу же нынешнего расследования, проводившегося правоохранительными органами Финляндии, российская сторона предпочитает хранить молчание. Так, в ЦОС ФСБ «Новым Известиям» отказались прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Новые известия

Вход | Регистрация