Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

17.05.2006

Что стоит за чередой шумных отставок?

Комментируя череду околотаможенных отставок, Путин сказал: “Это результат длительной целенаправленной работы правоохранительных органов”. В самом деле, столь массовых чисток не было в России давно. Но чистки ли это? Или мощная пропагандистская акция, приуроченная к президентскому Посланию?

Кто был “зачищен”? Три лубянских и два прокурорских генерала плюс пять сотрудников МВД — от полковников до старшего лейтенанта. То есть во всей многомиллионной правоохранительной армии обнаружилось только десять злодеев. Да еще директор Федеральной таможенной службы, которого сняли, правда, “в связи с переходом на другую работу”.

Вам самим-то не смешно?

Все без исключения правоохранительные органы и спецслужбы коррумпированы снизу доверху. В том же Департаменте экономической безопасности МВД, где служили уволенные полковники и старлеи, можно брать каждого второго — не ошибешься, но выше зам. начальника одного из ОРБ (оперативно-розыскного бюро) чистка почему-то никого не коснулась.

Мне много лет приходилось заниматься таможенной темой: еще со времен светлой памяти Рушайло и Орлова. Так вот, я с полной ответственностью могу заявить, что нет сегодня ни одного таможенного терминала, который не платил бы дань силовикам. До 50% всего контрабандного дохода уходит в карманы борцов с этой самой контрабандой: милиция, ФСБ, прокуратура. Наконец, таможенная служба, где берут взятки практически все: от руководителей до досмотровых.

Ни для кого не секрет, что любой начальник таможни получает ежемесячный оброк с каждого терминала. Начальники таможенных постов и вовсе находятся на содержании у владельцев СВХ — складов временного хранения.

До 90% всей бытовой техники, одежды, обуви, стройматериалов идет в Россию контрабандно. Если посмотреть статистику, окажется, что в прошлом году, например, число ввезенных в страну плазменных телевизоров близко к нулю.

Все об этом прекрасно знают. Как знают и о том, что ежемесячная прибыль крупного московского таможенного терминала достигает пары миллионов долларов. И в этом — ответ на все вопросы.

Я не против увольнения конкретных генералов и полковников, тем более что многих из них знаю лично и сомнений в их нечистоплотности не испытываю.

Но то, что случилось, — это вовсе не борьба с коррупцией, а показательная порка. Невозможно вычерпать стаканом море. Бороться надо не с последствиями, а с причинами.

В черный контрабандный бизнес вовлечены тысячи людей в погонах. От увольнения десяти из них ничего не изменится. Даже учитывая возвращение таможенной службе самостийности и прихода нового руководителя — генерал-лейтенанта внешней разведки.

Это, к слову, отдельный вопрос. На протяжении двух лет нас уверяли, что административная реформа несет исключительно благо. Когда из самостоятельного правоохранительного органа таможня была превращена в структурное подразделение Минэкономразвития, все хлопали в ладоши, а Греф публично обещал подать в отставку, если не наведет порядка.

Не навел. Но и не подал. У политиков — короткая память. Хотя с самого начала понятно было, что решение это — ошибка. Впервые за всю новейшую историю таможня не выполняла плана по собираемости платежей. Бывшего комсомольского лидера совзагранколонии в ГДР Александра Жерихова спасало лишь то, что нефть постоянно росла в цене, а вместе с ней росли и таможенные акцизы. Только к работе таможни это никакого отношения не имеет.

Можно по-разному относиться к бывшему председателю ГТК Михаилу Ванину, посольствующему ныне в Словении, но нельзя не признавать: за 5 лет своего правления его команда делала все, чтобы установить на таможенном рынке внятные правила игры. Была, скажем, придумана хоть и не совсем законная, но зато эффективная схема, когда коммерсантам регулярно спускались размеры платежей: сколько они должны платить государству за каждую категорию импорта. Эти цифры поднимались 3—4 раза в год.

С уходом Ванина и его правой руки, тогдашнего куратора силового блока ГТК Бориса Гутина (о нем разговор чуть позже), эта схема была сломана. Махновской вольницы, наступившей в таможенном бизнесе, старожилы не помнят со времен бандитского капитализма.

Можно было делать все что угодно: под видом зеленого горошка провозить, например, домашние кинотеатры, только успевай платить. И если раньше таможенные коммерсанты жили пусть и не по законам, но хотя бы по понятиям, то теперь и понятия эти исчезли.

Объемы взяток достигали миллионов долларов. Особую популярность приобрел новый вид рэкета, когда на какой-то терминал сначала “наезжали”, а потом “отъезжали”, но уже за деньги. (Наряду с таможенниками особо преуспел в этом ДЭБ МВД. Уволенного давеча зам. начальника 10-го ОРБ МВД Никиту Попова знала вся контрабандная Москва.)

Кое-кто сравнивает проведенные чистки с делом “оборотней” из МУРа. Однако “оборотней” не увольняли громогласно, а хватали. С доказательствами, уликами, с найденными в банковских ячейках миллионами, хотя генералов среди них и не было.

Возможно, я чего-то не знаю. Возможно, вслед за отставками наступит и череда арестов. Только опыт всех публичных антикоррупционных акций убеждает меня в обратном.

Это исконно национальная наша забава: бороться с коррупцией, не задевая главных коррупционеров...

Источник: Виртуальная таможня



Вход | Регистрация