Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

24.04.2006

Латвийская молодежь в дальнобойщики не рвется

С расширением Евросоюза у латвийских грузоперевозчиков появился мощный импульс для роста. Ведь к внешним границам альянса постепенно перемещаются центры логистики, где формируются грузы, идущие на экспорт в Россию и прочие страны СНГ. Однако этот шанс республикой может быть упущен, так как очень скоро за руль грузовых фур садиться будет просто некому. Как же решается эта проблема?

Только в январе-феврале латвийские бизнесмены купили 485 новых грузовых автомобилей. Это на 35,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но вот парадокс - многие фуры предпринимателям приходится ставить на прикол. Причина - нет водителей. "Сегодня я имею 25 единиц техники. И денег хватит, чтобы закупить 100 машин. Работа на них найдется. Но где взять людей? - говорит в беседе с генеральный директор автотранспортной фирмы Anna J В. Яблонскис. - Приходится распродавать технику. Еще несколько лет назад в компании было 30 машин, в следующем году их останется 20. Я иду на сокращение, а не на развитие, как было до 1995 г.".

На данный момент в Латвии дальнобойщиками работает около 15 тысяч человек. Однако их средний возраст уже превышает 45 лет. Они получили соответствующее образование еще в советские времена. Беда в том, что профессия водителя международных перевозок довольно тяжелая и люди постепенно уходят на пенсию или переходят на более легкую работу. А вот замены для них нет. У нынешней молодежи в чести иные трудовые приоритеты.

Раньше, во времена "железного занавеса", профессия водителя-дальнобойщика была суперпрестижной, а кадры в "Cовтрансавто" набирались по конкурсу. Но сегодня картина совсем другая. Как рассказал генеральный секретарь латвийской международной ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto П. Грошев, автошколы готовят водителей грузовых автомобилей, но данные курсы не востребованы. Молодых людей обучается крайне мало, поэтому фирмы переключаются на подготовку водителей легковых автомобилей, которая пользуется устойчивым спросом среди населения.

Но наличие в кармане прав категории Е и знание правил дорожного движения не делают молодого человека дальнобойщиком. Без соответствующего опыта его никто не возьмет на работу и не отправит в зарубежный рейс. Профессия имеет массу специфических нюансов. Раньше, когда фирмы-грузоперевозчики были побогаче, молодого водителя можно было отправлять стажером в сопровождении более опытного коллеги и несколько месяцев его обкатывать. В среднем требуется около 2-3 лет, чтобы молодой человек обрел уверенность в собственных силах. Но сейчас у многих работодателей нет времени и финансовых возможностей несколько месяцев платить человеку зарплату, еще не зная, что из него получится. Не все же способны работать водителем-дальнобойщиком.

Старая гвардия постепенно уходит. Уже к 50 годам человеку трудно выдержать бешеный ритм жизни на колесах. Но в нашем законодательстве не предусмотрена, как раньше, возможность досрочного выхода на полноправную пенсию. Обычно руководители фирм идут навстречу заслуженным сотрудникам, переводя их на более легкую работу. К примеру, они могут ездить по Европе, а не сутками простаивать на границах, отправляясь в Россию, что очень тяжело. Замену ветеранам подыскать сложно. Часто специалистов просто переманивают у конкурентов. Есть дальнобойщики, которые просто бегают по кругу в поисках лучшей жизни. Однако подобная тактика переманивания специалистов проблему дефицита кадров не решит.

Эстонская ассоциация автоперевозчиков некоторое время назад организовала дорогостоящую рекламную кампанию в средствах массовой информации, в которой призывала молодежь выбирать профессию водителя. Ощутимых результатов эта акция не принесла. Остается два пути решения проблемы. Можно заинтересовать местную молодежь, создав определенные льготы, или ввозить зарубежную рабочую силу. Ведь по сравнению с россиянами или украинцами наши дальнобойщики зарабатывают больше. Рано или поздно, но правительство будет вынуждено дать разрешение на приезд гастарбайтеров.

Можно пойти по пути введения льгот. Сейчас в 18 лет человек может получить права категории B, дающие право управлять грузовым автомобилями грузоподъемностью до 3,5 тонн. Он уже является профессиональным водителем и может работать на грузовичке или микроавтобусе, развозя продукты по магазинам. Зарплаты здесь, если учитывать трудозатраты, вполне приемлемые. Но только в 21 год, имея три года трудового стажа, он получает возможность сдать экзамен на категорию Д или Е и получить возможность работать на международных перевозках. Однако водитель уже имеет постоянную работу и опять идти учиться он вряд ли согласится. В результате отрасль международных автоперевозок теряет потенциальные кадры.

Проблему можно решить достаточно быстро: разрешить юному водителю уже в 18 лет получить все необходимые категории, а по достижении трехлетнего трудового стажа категория просто подтверждается без прохождения дополнительных курсов. Эта мера не будет противоречить европейскому законодательству, но хоть как-то привлечет молодые кадры в отрасль. Необходимо организовать также курсы, на которых молодежь будет получать дополнительные специальные знания, необходимые водителю-дальнобойщику. Они могут быть созданы и при ассоциации Latvijas auto. Конечно, фирмы-перевозчики вправе предоставлять кредиты своим потенциальным будущим сотрудникам. Тем более что в скором времени cогласно требованиям ЕС вводится обязательная индивидуальная сертификация водителей, работающих на международных перевозках.

Источник: Бизнес&Балтия



Вход | Регистрация