Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : СМИ

17.03.2006

Правительство наносит удар по мелким торговцам

Правительство приняло решение ужесточить таможенные правила, и теперь граждане, возвращающиеся из-за границы в Россию, смогут беспошлинно провезти с собой лишь 35 кг груза раз в месяц. Все, что сверх этой нормы, будет облагаться по "импортному" тарифу - 38% от стоимости провезенного плюс НДС. Ранее можно было провозить беспошлинно 50 кг еженедельно. Ужесточение таможенных правил - тяжелый удар по "челночному" бизнесу, в начале 90-х накормившему и одевшему миллионы раздетых и голодных постсоветских людей.

Нарастили мускулы

Москва. Аэропорт Шереметьево. Поздний вечер. Один за другим прибывают рейсы из Стамбула. Пассажиры, обвешанные баулами, бегом устремляются к багажному транспортеру и за считаные секунды из хаоса однородных сумок выхватывают свою. Как это у них получается - для постороннего загадка. Но тертый "челнок" всегда отличит родной сумарь по одному ему известной примете.

Теперь задача - допереть неподъемную поклажу до таможенного терминала. Некоторое время назад, возвращаясь из стамбульской командировки, корреспондент "МН" по доброте душевной согласился поносить чужую сумочку и чуть не надорвался под тяжестью турецкого ширпотреба. Бывалый же "челнок" легко закидывает за спину пятидесятикилограммовый баул и при этом даже не охает.

- Привыкли, - поясняет коммерсантка Галя из Владимира. - Десять лет возим - уже и мускулы нарастили, и геморрой вылечили.

Теперь им будет полегче. Российское правительство решило навсегда избавить "челноков" от профессионального геморроя, ограничив грузоперевозки из-за границы 35 килограммами один раз в месяц. Ездить-то можно - хоть каждый день, но возвращаться - с сувенирами для личного пользования, а не с коммерческим товаром для перепродажи. Родина (пока неизвестно, в каком образе - строгого таможенника или специального человека с весами), после короткой разлуки принимая челнока в свои объятия, будет фиксировать провезенные им килограммы. И если по истечении месяца их наберется больше нормы, за это накажут административным штрафом, а за злостное нарушение вообще грозит конфискация.

Очередная забота правительства о предпринимателях почему-то вызвала панику в их рядах. Многие считают это смертельным наездом на малый бизнес с целью его окончательного разорения. Хотя пора бы уже и привыкнуть - за последние годы правительство только и делало, что боролось с "челноками", но безуспешно. Они все равно живы и продолжают на собственном горбу снабжать отечественные рынки товарами из Европы и Китая. По данным официальной статистики, в Центральную часть России "челноки" ввозят 30% продающейся здесь одежды и обуви, на Дальнем Востоке челночный импорт составляет и вовсе 80%.

- Неутомимые труженики одели и обули страну, - считает председатель профсоюза малого бизнеса России Валентин Стечкин. - Их бы медалями наградить, но вместо этого людей всячески вытесняют с рынка. А куда им идти? В люмпены?

Умножение на два

В правительстве так вопрос не ставят. Директор департамента Минэкономразвития Галина Баландина в два счета доказала корреспонденту "МН", что время "челноков" прошло. Люди, дескать, за счет этого поднялись, получили приличные доходы, и к сегодняшнему дню "челночество" переродилось в контрабандный канал ухода от налогов. По ее сведениям, из-за недобросовестности мешочников казна недосчитывается нескольких миллионов долларов в год. Корреспондент догадался, что нишу недобросовестных мешочников должен занять какой-то культурный и добросовестный бизнес - из тех, что не только честно обувает страну, но и по-крупному платит налоги. Хотелось узнать его фамилию, но мне не сказали.

Сами коммерсанты подозревают, что с "великого челночного пути" их вытесняют близкие к правительству торговые сети.

- В той же Турции они будут монопольно закупать большие партии товаров и перепродавать нам, - говорит владелец небольшого магазина в Орле Николай Проханов. - Считается, что таким образом торговля войдет в цивилизованное русло - товар будет качественный, с сертификатами и лицензиями. Как делаются сертификаты, мы прекрасно знаем. У меня, например, их сто штук - на все случаи жизни и всего за 10 долларов. Смешно даже в цену закладывать. А потом придется. С новыми правилами стоимость товаров увеличится процентов на тридцать. Потянет это наш покупатель? Нет, конечно. От нас уже и так шарахаются.

Забота о малоимущих покупателях толкает "челноков" на открытое противостояние с правительством. Уже третью неделю действуют новые таможенные правила, согласно которым беспошлинно провозить на себе можно только 35 кг. Но как перли по 50, так и прут. Что интересно: таможня даже ухом не ведет. Очередь движется как обычно, без задержек, и паспорта на стойке мелькают туда-сюда.

- А нас еще 27 февраля предупредили: теперь 35 кг умножайте на два, - объясняет слаженные действия "челноков" и таможенников брянская коммерсантка Наташа.

В переводе на понятный язык это означает, что беспроблемное прохождение таможни с 27 февраля обходится в 70 долларов. До этого достаточно было положить в паспорт 20. По словам коробейников, дань платят все и всегда, независимо от внимания правительства. Но все же когда правительство озабочено ситуацией с "челноками", платить приходится больше.

С 1 января 2007 года "челнокам" подготовлено новое испытание. Минэкономразвития планирует снизить стоимость товаров, ввозимых в Россию без уплаты пошлины, с нынешних 60 000 рублей до 10 - 15 тысяч.

- Интересно, как VIP-персоны типа Ксении Собчак или депутатов Госдумы будут провозить из-за границы шубы за 20 тысяч долларов? - комментирует грядущее нововведение девушка Лида, перетаскавшая на себе тонны турецкого ширпотреба, но на шубу "как у Собчак" до сих пор не заработавшая.

Сестры по профессии утешают: "випам" тоже придется нелегко. Коварное правительство ограничит дорогостоящие покупки "одним экземпляром".

ДОСЬЕ

По данным РАН, число "челноков" оценивается в 13 млн. чел. - 20% трудоспособного населения. "Челночные" маршруты: Финляндия - подержанные холодильники, мебель, Турция - товары легкой промышленности, кожа, Греция - кожа, Германия - подержанные автомобили, Китай - игрушки, электроника, обувь, ОАЭ - золото, ювелирные изделия. Объемы "челночного" ввоза составляют около 80 тысяч тонн в год, общая стоимость 700 - 800 млн. долларов.

Московские новости

Вход | Регистрация