Новости

Новости : СМИ

26.01.2006

Проблемы импортеров после изменения порядка таможенного оформления белорусских грузов

Как стало известно «Гудку», компании, заказывающие товары у белорусских производителей, не всегда могут их вовремя получить на станциях назначения. Проблемы у импортеров и железнодорожников возникли после изменения порядка таможенного оформления белорусских грузов.

Редакция газеты получила письмо от одного из клиентов Октябрьской железной дороги (ОЖД), в котором рассказывается о сложностях при растаможивании белорусской соли. Автор послания высказывает претензии и к железнодорожникам, обвиняя их в «создании надуманных препятствий для перемещения грузов между Республикой Беларусь и Россией с целью получения дополнительных доходов от «сверхнормативного» простоя вагонов». Расследование «Гудка» позволило найти истинные причины задержек грузов на магистрали.

Как рассказал корреспонденту «Гудка» генеральный директор ЗАО «Социнициатива» – тверской компании– поставщика белорусской соли – Петр Кацнельсон, проблемы возникли после введения новых таможенных порядков. По его словам, раньше при оформлении груза на российско-белорусской границе сотрудник пограничной таможни ставил на железнодорожной накладной отметку «Товар ввезен в РФ». Накладная заверялась номерной печатью, личной подписью, и на этом процедура таможенного оформления заканчивалась. В октябре прошлого года вступили в силу новые требования, получившие распространение на Октябрьской железной дороге. В соответствии с ними основанием для выдачи белорусских грузов стала отметка должностного лица таможенного органа – «Выдача грузополучателю разрешена». Для получения этого штампика грузополучатель обязан обратиться на ближайший к станции назначения таможенный пост.

Нововведение моментально усложнило жизнь грузополучателям. На бумажную волокиту, по словам Петра Кацнельсона, стало уходить гораздо больше времени. Но еще больнее по заказчикам соли ударила другая проблема. Дело в том, что составы с белорусской солью зачастую подаются на станцию назначения в пятницу к вечеру. В итоге, ожидая разгрузки, вагоны «скучают» на путях зоны таможенного контроля до начала следующей рабочей недели, за что грузополучатели, согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, платят штрафы.

«В прошлом году сумма штрафов за простой вагонов в ожидании процедуры растаможивания составила порядка 40 тысяч рублей, – заявил заместитель директора ГУП Торжокского ДРСУ Тверской области Николай Чайгозев. – Возможно, кому-то эта цифра покажется незначительной. Но для нашей небольшой бюджетной организации, где приходится считать каждую копейку, это немалые деньги. Мы не единожды обращались и к железнодорожникам, и в таможенные органы с просьбой разрешить эту проблему, но – безрезультатно».

Начальник отдела организации и функционирования СВХ и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов рассказал «Гудку», из-за чего сложилась критическая ситуация с белорусскими грузами. «Сегодня значительная часть нормативных актов таможенных органов, регламентировавших порядок оформления любых белорусских товаров, отменена, – заявил он. – Вызвано это тем, что под видом импорта из Белоруссии ввозились товары третьих стран. Понадобился более эффективный контроль. По ряду причин пограничным таможенным органам не всегда удается установить статус груза на самой границе. И в этом случае на сопроводительные документы ставится отметка «Товар ввезен». Это значит, что груз продвигается по территории России под контролем, а на станции назначения ему необходимо будет пройти через процедуру определения статуса».

Без соответствующего разрешения таможенников железная дорога как перевозчик теперь не имеет права выдать груз грузополучателю. «На Октябрьской железной дороге, – рассказал Руслан Розанов, – по согласованию с Северо-Западным таможенным управлением ранее действовал порядок определения статуса таких товаров на границе. Однако в связи с разъяснениями, данными Федеральной таможенной службой России, этот порядок был упразднен, что и вызвало недовольство ряда грузополучателей».

С августа прошлого года ОАО «РЖД» дважды обращалось в ФТС с предложениями по решению этой проблемы. Но в своих ответах ФТС России, ссылаясь на отсутствие достаточного количества сотрудников на пограничных станциях, указывала на необходимость предъявления железной дорогой белорусских грузов на станциях назначения. К сожалению, не все грузополучатели знакомы с таким порядком таможенного оформления грузов, считая, что они вообще не подлежат таможенному оформлению.

А между тем, по словам Руслана Розанова, урегулировать этот вопрос возможно, если определять статус ввозимого товара. При этом в целях разгрузки железнодорожных пунктов пропуска необходимо разработать для белорусских товаров перечень так называемых товаров риска. Для остальных, как, например, для белорусского щебня (который вряд ли может быть грузинским или турецким), на границах статус определялся бы по сертификатам происхождения товара, следующего с перевозочными документами.

Получить комментарии, которые помогли бы разобраться в ситуации, сложившейся в Тверской области, в пресс-службе Федеральной таможенной службы РФ «Гудку» не удалось. В ответ на запрос были высланы перечень нормативных актов, состоящий из десяти пунктов, и небольшая выписка из положения о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между… Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ.

В любом случае обвинения в адрес железнодорожников со стороны грузополучателей белорусской соли и любых товаров оказались абсолютно беспочвенны. Перевозчик страдает от несовершенства таможенного оформления отнюдь не меньше. «Ситуация набила оскомину не только нашим клиентам, но и самим железнодорожникам, – заявил Руслан Розанов. – За простой вагонов ОАО «РЖД» выплачивает белорусской стороне огромные штрафы. Согласно «Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности другого государства» плата за сверхнормативное использование, к примеру, полувагона составляет 12,65 швейцарского франка в сутки (1 швейцарский франк примерно равен 22 рублям. – «Гудок»), зерновоза – 11,6. К штрафам можно прибавить затраты на сверхнормативную охрану груза, излишнюю маневровую работу, упущенную выгоду от использования не по назначению станционных путей».



Справка

В прошлом году Белорусская железная дорога перевезла 125,1 миллиона тонн грузов, или 112,5 процента к уровню 2004 года. Транзитный грузопоток составил 43,5 миллиона тонн. При этом наибольшие объемы транзитных перевозок осуществлялись в Россию – в 2005 году этот показатель достиг отметки 34,3 миллиона тонн. Как отметил на недавней пресс-конференции начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело, оказание транспортных услуг по транзиту грузов – важнейший источник доходов для дороги и валютных поступлений в целом для республики.

В структуре белорусских транзитных перевозок главное место занимают уголь и кокс, на которые приходится порядка 33 процентов общего грузопотока. На втором месте нефтепродукты – 32 процента. Значительно уступают им удобрения – 5 процентов и черные металлы – 4 процента.

Гудок

Вход | Регистрация