Новости

Новости : СМИ

01.08.2005

Бензин станет разноцветным

Российские нефтяные компании в ближайшем будущем будут окрашивать выпускаемый ими бензин. Основная цель - защита от подделок. Министерство промышленности и энергетики РФ уже поддержало эту идею нефтяников и внесло нужные изменения в технические регламенты. Авторы идеи утверждают, что окраска топлива не повредит двигателям, но позволит отслеживать подлинность марок и место происхождения топлива. Еще не решено, будут ли цвета бензина соответствовать его марке, или же нефтяные компании просто покрасят продукцию в свои фирменные цвета. Бензин делали разноцветным еще во времена СССР. В России же к этому впервые вернулись в 2001 г. Тогда "ЛУКОЙЛ" в качестве эксперимента стал окрашивать А-76 в красный, а Аи-92 - в голубой цвет. Чтобы защитить от подделок уже окрашенный бензин, компания добавляла в топливо бесцветные биологические маркеры, с помощью которых можно было определить качество продукта на всем протяжении технологической цепочки - от нефтеперерабатывающего завода до заправки. Однако эксперимент не получил продолжения, и в прошлом году компания закрыла последнюю линию по окраске бензинов. "Мы хотели изучить рынок, посмотреть на реакцию покупателей, - пояснил пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа" Д. Долгов. - Такой эксперимент нужно делать в масштабах всей страны, так как компании вынуждены увеличивать расходы - на создание инфраструктуры, на специальные цистерны, на раздельное хранение на нефтебазах". В Минпромэнерго заинтересовались этим опытом и включили разрешение на "цветной" бензин в проект Федерального закона "Специальный технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Цель нововведения - эффективная борьба с суррогатным бензином. Даже если "цветной" бензин будет стоить дорого.

Когда качество важнее цены

"Для российских автомобилистов качество сейчас актуальнее цены. Многие готовы переплачивать за хороший продукт, лишь бы он не портил двигатель", - заявил заместитель директора Топливно-энергетического независимого института С. Ежов. Эксперты считают, что в первую очередь государство, а не компании, должно заботиться о качестве топлива. "Если будет принят единый стандарт для всех заводов, то в окрашенный бензин, например, марки Аи-92 будет сложно добавить присадки и сделать из него Аи-95. А это уже может кардинально улучшить ситуацию. Правда, еще и автовладельцам нужно будет доступно объяснить, какой цвет что значит", - считает С. Ежов. Так же думают и в "Татнефти". В компании к идее цветного бензина отнеслись с энтузиазмом, но предложили красить марки не каждой компании, а прямо на заводе. Тогда с Московского НПЗ, например, могут покупать бензин все желающие, в том числе и владельцы частных АЗС, и он будет максимум 4-5 цветов. "Если же каждая компания будет красить бензин в свой цвет, голова у автовладельца только будет пухнуть", - отметили в компании. Еще одна проблема с цветным бензином заключается в доступности красок и маркеров. "Злоупотребления все равно будут, ведь мы же в России, - сказал М. Назаров из Российского топливного агентства. - Например, бензин можно будет разбавлять, так как красители довольно устойчивы, а не каждый покупатель сможет на глаз определить насыщенность колера".

"Я бы покрасил в оранжевый, но боюсь, что не дадут"

В крупнейших нефтяных компаниях все в один голос уверяют, что их бензин самый лучший, а защита - самая надежная. Но вопрос "в какой цвет вы бы покрасили свой бензин?" застал всех врасплох. В "Сибнефти" заявили, что в случае принятия закона о "цветном" бензине компания будет красить топливо в светло-желтый цвет - "чтобы было не отличить от настоящего". В "Роснефти" своим бензином довольны и менять ничего не хотят. "Цвет нашего бензина и так соответствует цветовой гамме бренда компании", - сказал пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко. А вот в "ЮКОСе" не прочь покрасить бензин. "Я бы покрасил в оранжевый, но боюсь, что не дадут", - посетовал пресс-секретарь "ЮКОСа" А. Шадрин. "Нефтяной рынок поделен, компании друг с другом не конкурируют, и у них нет стимула бороться за потребителя, - сказал топ-менеджер крупной нефтяной компании. - А если за "ЛУКОЙЛом" не последовали другие, значит, в этом вообще нет смысла".

За границей бензин тоже красят

В Англии и в Ирландии для нужд сельского хозяйства выпускается специально окрашенный бензин, который продается с пониженным акцизом, чтобы поддержать отрасль. Аналогичные программы существуют во Франции и Германии. Нынешней весной красить дизельное топливо, продаваемое по заниженным ценам, пытался и кабинет премьер-министра Украины Ю. Тимошенко. "Для предотвращения злоупотреблений с дешевым дизтопливом мы будем метить его. Оранжевым цветом", - пообещала тогда Ю. Тимошенко

Источник: Финансовые Известия



Вход | Регистрация