Новости

Новости : СМИ

12.07.2005

Сертификация товаров, продаваемых в России, в большинстве случаев не связана с проверкой на качество

   Сертификация товаров, продаваемых в России, в большинстве случаев вовсе не связана с проверкой на качество, при большом желании сертификат можно получить на все, что угодно, даже на самую сомнительную продукцию. Закон, который мог бы принципиально изменить подход к сертификации и вернуть ей смысл, есть, но не исполняется. Неудивительно, что на рынке сертификационных услуг пытается работать множество компаний -- услуги эти весьма востребованы, а ответственности почти никакой.
Три составляющих российской сертификации - советская система государственных стандартов (ГОСТы, СНИПы, СанПиНы и т. д.), интересы современного российского бизнеса и ориентация на европейские и общемировые стандарты переплетаются и взаимодействуют самым причудливым образом.
К концу 90-х выяснилось, что модернизированная советская система контроля не отвечает международным стандартам и требованиям времени. Главная претензия к ней была такой. Слишком большая часть (на сегодня около половины) номенклатуры товаров подлежала обязательной сертификации. Профильные органы в этом случае выступают как бы гарантом, третьей стороной, которая заявляет, что товар того или иного конкретного производителя не представляет угрозы для здоровья и окружающей среды и удовлетворяет неким минимальным требованиям качества. Между тем на Западе сертификация в большинстве случаев необязательна, продавец декларирует качество своего товара, и все претензии, если они возникают, адресуются ему. Закон "О техническом регулировании", который приняли в 2003 году после трех лет подготовки, должен был включить в себя все необходимые требования к товарам, которые по замыслу авторов закона должны были исчерпывающе описываться в так называемых технических регламентах.
Регламенты не появились вместе с упомянутым законом, законодатели отвели для их принятия семь лет, приниматься регламенты должны были в виде закона, то есть с обязательным голосованием в Госдуме. Более того, никто до сих пор не знает, сколько их всего должно быть и кто, собственно, отвечает за их разработку. До разработки регламентов у нас работает старое законодательство. И так будет до 2010 года, когда либо появится новое законодательство, либо все-таки будут приняты технические регламенты.
Емкость рынка сертификационных услуг не стала меньше после принятия закона "О техническом регулировании", наоборот, сертификаты за последние полгода подорожали в среднем на 20%. Виля Версан: Сертификаты продают. Вот приезжает товар на таможню, а его владелец не позаботился о сертификате. Ему нужно что-то делать. Ну придет он ко мне во ВНИИС. Что я ему скажу? Что для того, чтобы получить сертификат, нужно провести испытания, а это займет какое-то время. Но он тут же может найти того, кто оперативно оформит ему всю документацию без всяких испытаний. Да что говорить, вы откройте газеты, там постоянно встречаются объявления: "Сертификаты. Срочно. Дешево." Чем такое оформление может грозить импортеру? Тем, что у него заберут партию товара, на которую он купил этот "сертификат". Чем это может грозить сертификатору, если у него есть аккредитация? Не знаю, это вопрос к органам внутренних дел!
Одна из особенностей российской правоприменительной практики - лаборатории не несут никакой ответственности за выдаваемые сертификаты. Добросовестные сертификаторы говорят, что демпинг со стороны "левого" сектора не позволяет рентабельности подняться за отметку в 30%. Получается, что одни профильные компании посылают продукцию на дорогостоящие испытания, а другие просто подмахивают, не глядя, любую подвернувшуюся бумажку-"сертификат", не боясь серьезных последствий. Максимум, что может светить такому сертификатору,-- лишение аккредитации. В результате до 40% всех товаров на рынке оказываются некачественными или небезопасными. А сама сертификационная деятельность становится бессмысленной -- действительно, зачем она нужна, если можно сертифицировать все что угодно?
Нельзя сказать, что власти совсем ничего не делают для того, чтобы сократить количество липовых сертификатов. Так, в конце прошлого года они все же перекрыли одну из лазеек, внеся изменения в Таможенный кодекс. Теперь сертификат на импортируемую продукцию необязательно предъявлять именно на таможне, достаточно заявить, что ввозимый товар в течение трех месяцев будет сертифицирован. До этого же вокруг таможенных постов буквально роились "сертификаторы", готовые за полдня "решить проблему" -- провести "испытания" и выдать нужную бумагу, что на круг обходилось дешевле, чем день простоя товара на складе временного хранения ($200-300 за контейнер). Между тем средний срок испытания электрооборудования составляет пять дней, а, скажем, горно-шахтного -- так и вовсе до полугода.

Источник журнал "Деньги".



Вход | Регистрация