Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ТАМОЖЕННЫЕ

23.03.2005

Таможенная служба по-прежнему стремится жестко управлять околотаможенным бизнесом

По мнению президента Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) Анатолия Круглова, таможенная служба по-прежнему стремится жестко управлять околотаможенным бизнесом, хотя за время реформ он достаточно окреп и способен регулировать свою деятельность самостоятельно. Излишнее же вмешательство создает неравные конкурентные условия и мешает развитию рынка таможенных услуг в цивилизованном русле.

- Анатолий Сергеевич, год на зад в отношении околотаможенного бизнеса высказывались достаточно мрачные прогнозы. Это было связано с высокой суммой обеспечения таможенных платежей - для брокеров 50 миллионов рублей. Тем не менее рынок таможенных услуг выжил. Как Вы оцениваете его состояние сегодня?

- Проблема в том, что таможенная служба по-прежнему очень активно влияет на деятельность таможенных брокеров и декларантов. Раньше это было оправданно: в России никто толком не знал, что это такое, и по этому, кроме таможенного ведомства, создавать околотаможенную инфраструктуру было просто некому. С тех пор ситуация кардинально изменилась.

Статистика свидетельствует: в 2004 году таможенные брокеры оформили более четверти грузовых таможенных деклараций, при этом заявляемая ими стоимость товаров выше в полтора-два раза, она составила 51 процент от стоимости всех декларированных товаров. Соответственно и собираемость платежей у брокеров значительно выше - 54 процента от общей суммы таможенных платежей.

Таможенным брокерам доверяют крупные российские производители. Услугами наших брокерских компаний пользуются и ведущие иностранные фирмы. Брокерский бизнес достаточно окреп, чтобы самостоятельно организовывать свою деятельность через общественные профессиональные объединения, как это происходит в других сферах коммерческой деятельности.

А для таможенных органов правительством определены другие важные задачи - контролировать участников внешнеэкономической деятельности и пополнять госбюджет.

Не должна таможенная служба экзаменовать специалистов по таможенному оформлению и выдавать им соответствующие квалификационные аттестаты, это целесообразно делать профессиональной брокерской ассоциации. Другое дело, что ассоциация может к этой работе привлекать и специалистов ФТС, если они того пожелают или если в этом будет необходимость.

Не дело таможни, на наш взгляд, и отбирать компании для проведения эксперимента по электронному декларированию. На коллегии ФТС я попытался выяснить по каким критериям выбирали склады временного хранения для этого эксперимента. Ответа на мой вопрос я не получил, видимо, таких критериев нет. Получается, что выбор был чисто субъективный.

Если бы таможенная служба обратилась в ассоциацию, мы бы провели тендер и по его результатам определили наиболее достойных и способных. И никто никого не смог бы упрекнуть в субъективности выбора. А так возникают подозрения, что выбранный склад пользуется префе ренциями, и там быстрее и проще пройти таможенное оформление. Как следствие, многие компании устремляются именно на этот, с их точки зрения, <придворный> склад. Так искусственно создаются неравные конкурентные условия.

На последней в прошлом году коллегии ФТС министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил: отношения таможенной службы с коммерческими организациями должны быть максимально регламентированы. Каким образом регламентирован порядок выбора склада под эксперимент, если не существуют даже критериев такого отбора?

Еще более нецелесообразно игнорировать возможности нашей ассоциации при внедрении электронного декларирования в массовую практику. Сейчас ФТС России опробирует новую технологию на одном-двух складах временного хранения. А кто будет ее реализовывать на территории всей страны? У ФТС России для этого не хватит ни сил, ни средств, ни иных возможностей. К тому же, такие проекты требуют значительных инвестиций.

- Вы полагаете, что Национальная ассоциация таможенных брокеров справится с этой задачей?

- Конечно. Ассоциация объединяет 150 брокерских организаций, имеет свою инфраструктуру и может привлечь значительные материальные ресурсы под конкретные проекты. В отличие от государственных органов она способна решать сегодня многие вопросы не за счет бюджетных средств, а привлекая коммерческие инвестиции. Деятельность НАТБ признана за рубежом. На последней Конференции таможенных агентов ведущих европейских стран (CONFI-AD), проходившей в Афинах в конце прошлого года, наша ассоциация избрана вице-президентом этой международной организации, что говорит о том, что мы тоже чего-то достигли. К тому же отношения нашей ассоциации с ФТС России строго регламентированы - есть соответствующие соглашения, в которых прописаны все основные направления взаимодействия и сотрудничества.

- Вы предъявляете претензии к ФТС, но она действует в рамках закона. Тот же порядок проведения аттестации специалистов по таможенному оформлению, разве он не регулируется кодексом?

- Беда в том, что как раз ряд положений законодательства и создают предпосылки для возникновения неравных конкурентных условий на рынке услуг в таможенной сфере. Эти положения нужно менять. Что конкретно я имею ввиду?

Сейчас лиц, осуществляющих таможенное оформление товаров, можно поделить условно на три группы.

Во-первых, это брокерские компании, включенные в Реестр таможенных брокеров в установленном порядке. Это означает, что они имеют квалифицированных и аттестованных специалистов по таможенному оформлению, обеспечение своей деятельности перед таможенными органами на сумму в 50 миллионов рублей, страхование ответственности перед третьими лицами на сумму 20 миллионов рублей. Среди этих брокерских компаний примерно половина являются членами нашей ассоциации.

Вторая группа - это сами импортеры и экспортеры, не несущие никаких дополнительных финансовых обязательств (банковских гарантий, пору- чительств, депозитов)

за правомерность своих действий. На линии таможенного контроля они представлены своими должностными лицами и штатными сотрудниками, специально уполномоченными декларировать товары, но не имеющими, как правило, никакой профессиональной подготовки в области таможенного оформления.

И, наконец, третья группа - это представители по доверенности от импортеров и экспортеров, не имеющие никакой специальной подготовки и не представляющие таможенным органам никаких обеспечений и гарантий правомочности своей деятельности в таможенной сфере. Они используют в своей деятельности исключительно <личные связи>.

На таможенных брокеров приходится четверть от всего объема таможенного оформления. Они декларируют товары, как правило, промышленного сектора экономики: машины, оборудование, товары, используемые для технического перевооружения производств.

Самую же большую нишу - декларирование наиболее налогоемких товаров - занимают представители по доверенности от импортеров. Они выступают как физические лица и не обременены никакими обязательствами (хотя зачастую за ними стоят фирмы-однодневки). От них не требуется никаких гарантий или обеспечения деятельности, никакой профессиональной подготовки. То есть они заведомо находятся в привилегированном положении по сравнению с таможенными брокерами. Но именно эти лица совершают правонарушения: занимаются контрабандой, занижают таможенную стоимость товаров, организуют так называемые серые и черные схемы оформления, создают фиктивных получателей товаров. Применить к ним какие либо санкции, взыскать убытки бюджета практически невозможно, потому что они не обладают ни реальными материальными ресурсами, ни финансовыми средствами на счетах. За ними ничего не стоит, их фирмы зарегистрированы по несуществующим адресам.

Брокерская компания не создает никаких рисков для государства. Так, в случае корректировки таможенной стоимости взыскать причитающиеся налоги с таможенного брокера не представляет трудности: таможенный брокер обладает реальным материальным и финансовым обеспечением, денежными средствами на счетах, его деятельность прозрачна и подконтрольна.

В то же время импортеры зачастую предпочитают нанимать <специалистов по доверенности> - с целью экономии своих средств на налогах и пошлинах за счет реализации <серых> схем таможенного оформления. Это и есть своеобразная черная дыра, через которую утекают потенциальные бюджетные деньги.

Конкурировать с ними добросовестным брокерам практически невозможно. К тому же, они часто пользуются поддержкой отдельных должностных лиц в государственных органах, то есть действует субъективный фактор. Не исключаю, что за некоторыми <специалистами по доверенности> могут стоять и брокерские компании, возможно даже члены НАТБ. Но брокеры вынуждены так поступать потому, что, находясь в неравных конкурентных условиях, не имеют другой возможности для дальнейшего развития.

Принято считать, что как только все операции по таможенному оформлению компьютеризируют, проблемы отпадут сами собой. Это не так. Не все зависит от таможенной службы, многое - от того, как будет организован рынок таможенных услуг. Если по-прежнему не будет для всех единых правил и будут сохраняться неконкурентные условия на этом рынке, ничего не изменится, как бы безукоризненно не работали таможенные органы.

Наша ассоциация стремится развивать институт законопослушных брокеров. Но если рынок услуг в таможенной сфере и впредь будет регулироваться административными методами при имеющемся субъективном подходе, то цивилизованное брокерское движение может попросту исчезнуть.

- На последнем съезде вашей ассоциации, который состоялся летом прошлого года, был принят пакет предложений. Какова его судьба?

- Мы подготовили предложения по нескольким направлениям деятельности с учетом новых реальностей. Прежде всего это касается изменений, которые необходимо внести в таможенное законодательство. По этому вопросу мы консультировались с заместителем руководителя ФТС Юрием Федоровичем Азаровым, он с нами в принципе согласился. Кроме того, ассоциация подготовила и направила в ФТС еще в прошлом году изменения и дополнения к нашему соглашению о сотрудничестве и взаимодействии с таможен ной службой.

Основной смысл наших предложений сводится к тому, чтобы на рынке услуг по таможенному оформлению товаров были созданы равные конкурентные условия для всех его субъектов. Руководитель ФТС Александр Егорович Жерихов соглашение одобрил и сделал соответствующие распоряжения. Однако движения пока никакого нет, документ застрял где-то в среднем звене.

ФТС России сегодня переживает сложные перемены. И я прекрасно понимаю, что в условиях проведения административной реформы заниматься поднятыми нами вопросами невероятно трудно. Мы вынуждены ждать завершения реформы. Но с другой стороны, я уверен, что таможенная служба и сама скоро подойдет к решению этих вопросов, потому что успешность ее работы во многом будет зависеть и от того, насколько цивилизованным будет рынок услуг в таможенной сфере.

Журнал "Таможня" №6 от 22.03.05



Вход | Регистрация