Таможенное оформление

Таможенное оформление





Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц


Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, и могут предусматривать:

- подачу периодической таможенной декларации;
- выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров;
- проведение таможенного оформления на объектах таких лиц;
- хранение товаров на своих складах;
и другие упрощенные процедуры в соответствии с ТК РФ.

Вопрос о применении таких процедур в отношении вывозимых товаров в настоящее время обсуждается, но его решение ставится в зависимость от внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие лиц от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ, в части:
- полноты и своевременности уплаты таможенных платежей;
- соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- соблюдения условий и требований таможенных режимов.

В соответствии со статьей 68 ТК РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц:

- не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- ведущих систему учета в порядке, определяемом Минэкономразвития России, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Специальные упрощенные процедуры устанавливаются ФТС России в порядке, определяемом Минэкономразвития России. В связи с тем, что в настоящее время такой порядок находится в стадии разработки, установление специальных упрощенных процедур для отдельных лиц не находит в настоящее время реализации. Такой порядок должен вступить в силу в первом полугодии 2005 года.

В настоящее время в соответствии с письмом ГТК России от 30.12.2003 № 01-06/50851 "О порядке действий при применении статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации" при применении указанной статьи до издания соответствующего нормативного правового акта таможенным органам рекомендовано при обращении в таможенные органы лиц, претендующих на установление специальных упрощенных таможенных процедур, рекомендовать им обращаться с заявлением в ГТК России (ФТС России);
Уполномоченные подразделения ГТК России (ФТС России) (Главное управление организации таможенного контроля совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов, Управлением таможенной инспекции, Правовым управлением) рассматривают поступающие Заявления и информируют Лицо о возможности установления специальных упрощенных процедур в отношении товаров, ввозимых данным Лицом, в тридцатидневный срок со дня регистрации Заявления в ГТК России (ФТС России).

Если при рассмотрении заявления выявлено, что лицо не соответствует условиям, указанным в пункте 1 статьи 68 ТК РФ, ГТК России (ФТС России) в указанный срок информирует об этом лицо в письменной форме с указанием причин отказа. Решение об установлении для лиц специальных упрощенных процедур таможенного оформления доводится до сведения таможенных органов путем издания распоряжения ГТК России (ФТС России).

При этом ГТК России (ФТС России) может делегировать полномочия по рассмотрению заявлений лиц, а также по разработке и утверждению специальных упрощенных процедур таможенного оформления начальникам региональных таможенных управлений и начальникам таможен, непосредственно подчиненных ГТК России (ФТС России).

Вышеприведенное письмо является действующим, но в связи с проведенной в РФ реформой федеральных органов исполнительной власти получение лицом разрешения на применение в отношении него специальных упрощенных процедур таможенного оформления в настоящее время затруднительно.

После установления Минэкономразвития такого порядка лицу, претендующему на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, нужно будет обратиться в таможенный орган (уровень таможенного органа также будет определен) с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении должны будут указываться сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Конкретный перечень сведений, а также перечень документов, подтверждающих заявленные сведения, будет установлен в вышеуказанном нормативном правовом акте.

В целях соблюдения одного из вышеперечисленных условий применения таких процедур заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.
Порядок ведения системы учета, как одного из условий установления в отношении лица специальной упрощенной процедуры таможенного оформления в настоящее время утвержден приказом ГТК России от 30.09.2003 № 1077 "Об утверждении Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления" (зарегистрирован в Минюсте России 11.11.2003, регистрационный № 5218).
В соответствии с этим порядком, система учета коммерческой документации лиц должна содержать полученные из коммерческих документов сведения:

-о внешнеэкономической сделке;
-о товарах, являющихся ее объектами, то есть товарах, полученных по внешнеэкономическим сделкам, независимо от наличия или отсутствия у лица права собственности на товары;
-о последующих операциях с данными товарами.

В системе учета коммерческой документации должны содержаться следующие сведения о каждом товаре:
- справочный номер таможенной декларации, в которой заявлены сведения о товаре и номер товара в ней;
- наименование (инициалы, фамилия физического лица) продавца товара по внешнеэкономической сделке и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира;
- наименование (инициалы, фамилия физического лица) отправителя товара по внешнеэкономической сделке, если он не является продавцом, и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому классификатору стран мира;
- наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) лица, являющегося покупателем товара по внешнеэкономической сделке;
- наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юридического лица, ИНН лица, не являющегося покупателем по внешнеэкономической сделке, которому должен быть доставлен товар (получателя);
- номер и дата заключения договора, а также номера и даты дополнений (соглашений) к договору, если товар был ввезен на таможенную территорию РФ в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены), либо иного договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки;
- номер паспорта импортной (бартерной) сделки, наименование банка или иного уполномоченного органа, выдавшего паспорт;
- номера и даты составления соответствующих счетов на оплату и поставку товара (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс));
- номера и даты платежных документов на оплату за товар, валюта платежа и сумма платежа (в валюте платежа);
- страна происхождения товара;
- наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара с указанием сведений о товарном знаке, артикуле, стандарте и тому подобных технических и коммерческих характеристиках;
- код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России);
- единица измерения, в которой оприходован товар; количество поступившего товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках);
- цена за единицу товара согласно внешнеэкономическому договору или инвойсу в валюте внешнеэкономического договора; - фактурная стоимость товара (в валюте внешнеэкономического договора);
- дополнительные расходы покупателя по сделке (в валюте контракта), связанные с приобретением ввозимого товара и не вошедшие в фактурную стоимость товара, использованную в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами;
- суммы, разрешенные к вычету из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами, с указанием номера и даты документа, подтверждающего соответствующие вычеты;
- номер и дата приходного ордера (акта), которым оформлены приемка и оприходование товара.

При этом в системе учета раздельно должны учитываться товары, сведения о которых в соответствии с таможенным законодательством РФ заявляются:
а) в разных таможенных декларациях;
б) в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
в) в одной грузовой таможенной декларации (ГТД), под одним номером товара, но товары имеют разное наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), товарный знак, артикул, стандарт, расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.

В случае отсутствия в коммерческих документах необходимых сведений они вносятся в систему учета согласно транспортным (перевозочным) и иным документам.

В системе учета коммерческой документации должны содержаться следующие сведения о каждой хозяйственной операции, связанной с расходом каждого товара:

- наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юридического лица, ИНН лица, которому был отпущен товар в Рф (в случае отпуска товара на собственное производство указывается подразделение организации, которому отпущен товар);
- номер и дата договора (купли-продажи, агентского, комиссии и т.д.), в соответствии с которым отпущен товар (в случае отпуска товаров на собственное производство - не указывается);
- номер и дата первичного расходного документа (расходной накладной, лимитно-заборной карты и т.п.), которым оформлен отпуск товара со склада;
- номер и дата счета-фактуры, составленного на реализованный товар в соответствии с статьей 169 Налогового кодекса РФ (в случае отпуска товаров на собственное производство - не указывается);
- количество отпущенного товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках); в случае, когда товары поступают в одной единице измерения, а отпускаются в другой, должно быть указано соотношение единиц измерения;
- продажная стоимость товара в валюте РФ с учетом НДС и акциза (в случае отпуска товаров на собственное производство стоимость товара указывается по учетной цене).

В случае, если в системе учета коммерческой документации лица отсутствуют вышеуказанные сведения, они вносятся лицом в формуляр внешнеэкономической сделки. Формуляр внешнеэкономической сделки установлен приложениями к рассматриваемому приказу ГТК России. Ведение формуляров внешнеэкономической сделки допускается на бумажном носителе или в электронном виде.

Вышеуказанные сведения представляются таможенным органам при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа. Лицо, в отношении которого установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа предоставляет доступ к своей системе учета коммерческой документации.


Вход | Регистрация