В целях повышения эффективности таможенного контроля в соответствии со статьёй 367 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15, № 3, ст. 280, № 8, ст. 854, № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29, № 24, ст. 2831, № 27, ст. 3213, № 31, ст. 4011, № 45, ст. 5417; 2008, № 26, ст. 3022) п р и к а з ы в а ю:
1.Утвердить прилагаемый Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее — Порядок).
2.Признать недействующим письмо ФТС России от 20 октября 2006 г.№ 17-22/36703 «О направлении образца документа».
3.Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, обеспечить приведение правовых актов в соответствие с Порядком.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой
Руководитель действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю. Бельянинов
Т.П. Жданова 604 57 55
Приложение
к приказу ФТС России
от _____ № ________
Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств
I. Общие положения
1. Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее – Порядок) разработан на основании раздела IV Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15, № 3, ст. 280, № 8, ст. 854, № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29, № 24, ст. 2831, № 27, ст. 3213, № 31, ст. 4011, № 45, ст. 5417; 2008, № 26, ст. 3022) (далее – ТК России).
2.Порядок устанавливает единые требования к действиям должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при проведении проверки документов и сведений после выпуска (в том числе условного выпуска) товаров и (или) транспортных средств (далее – Проверка) в соответствии со статьёй 367 ТК России.
3. Настоящий Порядок не распространяется на Проверки:
1) проводимые подразделениями валютного контроля таможенных органов по информации, содержащей признаки нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля в соответствии с порядком, установленным иными нормативными актами ФТС России; [1]
2) проводимые должностными лицами таможенных постов в отношении условно выпущенных товаров при помещении их под иной таможенный режим либо иную таможенную процедуру, а также при принятии решения о выпуске товаров для свободного обращения после их условного выпуска;
3) проводимые подразделениями контроля таможенной стоимости таможенных органов в случаях выпуска товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.
4. Проверка документов и сведений является формой таможенного контроля и проводится в целях установления подлинности документов, представленных при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
5. В соответствии с пунктом 2 статьи 367 ТК России проверка достоверности сведений осуществляется путём их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
6. Проверка осуществляется должностными лицами таможенного органа в течение установленного статьёй 361 ТК России срока со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Момент утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем определяется в соответствии со статьёй 360 ТК России.
7. Проверка может осуществляться по следующим направлениям:
1) правильность классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
2) правильность определения страны происхождения товаров;
3) достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости;
4) соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
5) обеспечение защиты интеллектуальной собственности;
6) обеспечение соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;
7) соблюдение условий помещения под заявленный таможенный режим;
8) порядок и соблюдение условий применения специальных упрощённых процедур таможенного оформления;
9) соблюдение порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей;
10) правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей;
11) иные направления, имеющие отношение к обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
8.Проверка осуществляется должностными лицами структурных подразделений таможенного органа, наделённых в соответствии с положениями о подразделениях, должностными инструкциями и регламентами полномочиями по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее – структурные подразделения).
9.Должностные лица таможенных органов, осуществляющие
таможенное оформление перемещаемых товаров и принимающие по ним какие либо решения, не должны проводить Проверки.
Правильность принятых решений должностными лицами таможенных органов, осуществляющими
таможенное оформление и таможенный контроль перемещаемых товаров, проверяется в порядке ведомственного контроля.
10.Структурные подразделения проводят Проверки по вопросам, относящимся к их компетенции.
Подразделения таможенной инспекции могут проводить Проверки по любым из направлений, указанных в пункте 6 Порядка.
11. Структурные подразделения по запросу подразделения таможенной инспекции в части своей компетенции представляют перечень документов и сведений, а также иную информацию, необходимую для проведения Проверки.
II.Порядок проведения Проверки
12. Проверка проводится на основании:
1) поручения вышестоящего таможенного органа;
2) материалов (информации) из правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащих данные, указывающие на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации, меры, по пресечению которых отнесены к компетенции таможенных органов;
3) указаний о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;
4) результатов проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства, в том числе с использованием системы управления рисками:
а) информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа;
б) материалов, информации, поступивших из других таможенных органов Российской Федерации;
в) обращений декларантов и таможенных брокеров о выявленных после выпуска товаров технических и (или) методологических ошибках, допущенных при декларировании товаров, повлиявших на сумму подлежащих уплате таможенных платежей;
г) сообщений средств массовой информации, а также сообщений и заявлений российских и иностранных юридических и физических лиц.
13. Результаты анализа материалов, информации и сообщений, указанных в подпункте 4 пункта 12 Порядка, оформляются должностным лицом служебной запиской на имя начальника структурного подразделения.
В служебной записке указывается источник информации о возможных нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации, результаты рассмотрения данной информации и перечень мероприятий по проведению Проверки.
14. Решение о проведении Проверки принимается:
1) в случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 12 Порядка, – начальником таможенного органа (либо начальником службы регионального таможенного управления, в адрес которого непосредственно поступило поручение вышестоящего таможенного органа) в виде письменного поручения в форме резолюции с указанием структурного подразделения - исполнителя;
2) в случаях, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 12 Порядка, – начальником структурного подразделения (в ФТС России – начальником главного управления (управления), в региональном таможенном управлении – начальником службы, в таможне – начальником отдела) в виде письменного поручения в форме резолюции с указанием должностного лица - исполнителя.
15. Датой начала проведения Проверки является дата принятия решения о её проведении.
16. При проведении Проверки таможенный орган вправе:
1) запрашивать и получать необходимые документы и информацию от других таможенных органов Российской Федерации в установленном порядке;
2) запрашивать и получать в соответствии с пунктом 4 статьи 363 ТК России у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, заверенные в установленном порядке копии или оригиналы коммерческих документов, документы бухгалтерского учёта и отчётности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, – относящуюся также и к последующим операциям с товарами;
3) получать от банков и иных кредитных организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 363 ТК России справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в статье 16 ТК России, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков;
4) запрашивать и получать на основании пункта 11 статьи 408 ТК России от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с ТК России;
5) направлять в установленном порядке международные запросы;
6) назначать экспертизу документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их;
7) получать в соответствии со статьёй 369 ТК России пояснения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения Проверки;
8) использовать имеющиеся информационные ресурсы, в том числе Интернет;
9) осуществлять иные правомочия, предусмотренные ТК России и иными федеральными законами.
17. При реализации права, изложенного в подпункте 2 пункта 16 Порядка, должностное лицо структурного подразделения таможенного органа подготавливает письменный запрос[2] в адрес декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, в котором запрашивает необходимые для проведения Проверки документы и сведения, устанавливает достаточный срок для их представления и предупреждает об административной ответственности за их непредставление.
Не допускается запрос одних и тех же документов, которые представлялись при таможенном оформлении и при проведении дополнительной проверки, проводимой в соответствии с пунктом 3 статьи 153 ТК России, при условии, что в такие документы не вносились изменения, дополнения и исправления.
18. Запросы должны быть мотивированы и, согласно пункту 3 статьи 367 ТК России, направляться исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
19. В случае непредставления в установленный срок документов и отсутствия мотивированного обращения о продлении срока их представления должностное лицо структурного подразделения, проводящее Проверку, рассматривает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).
20. В случае обнаружения представления сведений, которые являются недостоверными и (или) недостаточными, должностное лицо структурного подразделения, проводящее Проверку, принимает меры в соответствии с таможенным законодательством.
21. В случае обнаружения должностным лицом структурного подразделения в ходе проведения Проверки события административного правонарушения, отнесённого к компетенции таможенных органов, или признаков преступления рассматривается соответственно вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП России или об оформлении сообщения о преступлении аналогично порядку, установленному приказом ФТС России от 20 июня 2007 г. №749 «Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий».
22. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относящегося к компетенции правоохранительных и иных контролирующих органов, копии материалов Проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 411 ТК России незамедлительно передаются в соответствующие органы.
23. В случае невозможности установления фактического местонахождения декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, в отношении которых планируется проведение Проверки, должностное лицо структурного подразделения направляет мотивированный запрос о проведении мероприятий, направленных на установление их фактического местонахождения, в подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, с указанием оснований для назначения Проверки в соответствии с пунктом 12 Порядка.
24. В случае, если при проведении Проверки сделан вывод о том, что проверенные документы и сведения не являются достоверными и не подтверждают заявленные в ГТД сведения, её результаты могут служить поводом:
1) возбуждения дел об административных правонарушениях и уголовных дел, относящихся к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
2) назначения и проведения иных форм таможенного контроля;
3) проведения ведомственного контроля в соответствии со статьёй 412 ТК России;
4) принятия решений в сфере таможенного дела, устанавливающих факт возникновения обязанности по уплате таможенных платежей;
5) внесения изменений, дополнений, корректировок сведений, заявленных в таможенной декларации;
6) установления причин и условий, способствующих уклонению от уплаты таможенных платежей и иным нарушениям таможенного законодательства Российской Федерации;
7) принятия решения о проведении служебной проверки по фактам несоблюдения должностными лицами таможенного органа таможенного законодательства Российской Федерации;
8) оценки эффективности механизмов таможенного контроля и определения перспективных направлений таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками;
9) анализа и систематизации информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
10) направления в установленном порядке копий материалов Проверки в соответствующие правоохранительные и иные контролирующие органы для принятия решений, относящихся к их компетенции;
25. В случае выявления недостоверных сведений декларанту или иному лицу, имеющему отношение к операциям с товарами, в отношении которых проведена Проверка, направляется копия акта проведения Проверки.
26. При выявлении признаков нарушения валютного законодательства Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена статьёй 15.25 КоАП России и статьёй 193 УК России, материалы Проверки подлежат передаче в подразделение валютного контроля таможенного органа.
27. Результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее – Акт) (приложение № 1 к Порядку). Датой окончания проведения Проверки является дата подписания Акта.
Инструкция по заполнению Акта приведена в приложении № 2 к Порядку.
28. Не позднее одного дня, следующего за днем составления Акта, структурное подразделение направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа либо заместителя начальника таможенного органа по направлению деятельности, в которой излагает выводы и предложения по результатам проверки. К докладной записке прикладывается Акт.
Начальник таможенного органа рассматривает представленную информацию и принимает соответствующее решение.
29. Информация о Проверке отражается в журнале учёта проверок документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств и в журнале регистрации актов проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или транспортных средств) (приложения № 3 и № 4 к Порядку).
30. Все документы, имеющие отношение к проведению Проверки, нумеруются и подшиваются в отдельное дело, которое хранится в структурном подразделении таможенного органа, проводившем Проверку.
Дела хранятся в течение пяти лет. После истечения установленного срока хранения дела уничтожаются в установленном порядке.
31. Дело содержит:
1) лист ознакомления с материалами Проверки;
2) внутреннюю опись материалов дела;
3) решение о проведении Проверки, принятое в соответствии с пунктом 12 Порядка;
4) Акт;
5) документы, полученные в ходе проведения Проверки, с копиями соответствующих запросов;
6) лист-заверитель дела.
32. Номер дела должен соответствовать номеру Акта. При этом в порядковом номере дела проставляется символ «Д».
III. Заключительные положения
33. В случае проведения Проверки структурным подразделением таможенного органа, не являющегося таможней, в регионе деятельности которой осуществлялось
таможенное оформление товаров, копии Акта и материалов Проверки, необходимые для принятия решения, незамедлительно направляются начальнику указанной таможни, при этом уведомляется вышестоящий таможенный орган.
Повторное проведение Проверки в отношении одних и тех же сведений о товаре, указанных в одном и том же таможенном документе, что и в материалах Проверки, поступивших от вышестоящего таможенного органа, не допускается.
34. Структурные подразделения таможенного органа по запросу структурного подразделения, проводившего Проверку, обязаны в течение трёх рабочих дней после получения запроса представлять информацию о реализации решений, принятых по результатам Проверки.
35. Ознакомление с материалами Проверки может производиться в соответствии со статьями 10 и 387 ТК России по согласованию с начальником структурного подразделения, проводившего Проверку.
В случае изъятия отдельных документов из дела в нём остаются оригинал документа об изъятии и заверенные в установленном порядке копии изъятых документов.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Приказ ФТС России от 5 февраля 2009 г. №125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
приказ ФТС России от 23 декабря 2008 г. №1642дсп «Об организации рассмотрения запросов кредитных организаций о подтверждении фактов оформления таможенных деклараций».
[2] При проверке правильности определения таможенной стоимости запрос оформляется по форме, приведенной в приложении № 1 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному приказом ФТС России от 5 декабря 2003 г. № 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской Федерации».