Таможня * Таможенное законодательство

Таможенное законодательство


Искать по номеру документа:

Искать в названиях документов:


12.12.07

О направлении разъяснений по системе управления рисками

 Письмо ФТС РФ 04-27/43787 от 20.11.07
Настоящим направляем разъяснения по вопросам, возникающим при применении системы управления рисками (приложение).

Приложение: на7л., в 1 экз.

Начальника Главного управления организации таможенного контроля
полковник таможенной службы
А.Б. Болдырев

Приложение к письму ФТС России

Разъяснения по вопросам, возникающим при применении системы управления рисками

1. Разъясните порядок действий в случае, если на этапе проверки сведений, содержащихся в материалах анализа по включению субъекта ВЭД в Перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль прц таможенном оформлении проводится не в полном объеме (далее - Перечень) и находящихся на изучении в РТУ либо ФТС России, в отношении проверяемого участника ВЭД составляется определение об административном правонарушении, либо протокол о нарушении таможенных правил.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 мая 2005 г. №409 определение о возбуждении дела об административном правонарушении и протокол о нарушении таможенных правил не соответствует критерию наличия вступивших в законную силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Таким образом, целесообразность дополнительного информирования об этом вышестоящих таможенных органов с целью принятия решения относительно включения участника ВЭД в Перечень отсутствует. Однако своевременное информирование о фактах, перечисленных в п.9 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 мая 2005 г. №409, таможенного органа (РТУ, ФТС России), в котором рассматривается целесообразность включения участника ВЭД в Перечень, будет способствовать оперативному реагированию и прекращению дальнейшего рассмотрения данного вопроса в таможенных органах.
2. Соответствует ли деятельность субъекта ВЭД условиям подпункта "г" пункта 9 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 мая 2005 г. №409 в случае, если он использует такую форму налогообложения как ЕНВД (Единый налог на вмененный доход), не являющийся ни общим, ни упрощенным порядком налогообложения?
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход относится наряду с упрощенной системой налогообложения к специальным налоговым режимам.
Таким образом, по формальным признакам в случае использования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход деятельность участника ВЭД не соответствует условиям подпункта "г" пункта 9 Инструкции, так как данная система не является упрощенной системой налогообложения. Однако использование данной системы налогообложения затрудняет анализ участника ВЭД в связи с невозможностью отражения определенных показателей Анкеты участника ВЭД, что, соответственно, делает Анкету неполной для всесторонней экспертной оценки деятельности участника ВЭД в соответствии с пунктом~31 Инструкции.
Положениями проекта Инструкции взамен Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 4 мая 2005 г. № 409, предусмотрено ограничение во включении субъекта ВЭД в Перечень в случае использования им упрощенной системы налогообложения и иных специальных налоговых режимов, в которые в том числе входит система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
3. Должны ли расписываться должностные лица функциональных отделов и правоохранительного блока, присутствующие при проведении таможенного досмотра согласно ПР, в акте таможенного досмотра (в гр. "в присутствии")? Пунктом 6 приказа ФТС России от 3 декабря 2004 г. № 358 установлены положения, предписывающие начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:
а) проставление подписи должностными лицами таможенных органов, не являющимися должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), присутствующими при проведении фактического контроля товаров и транспортных средств, в акте таможенного досмотра, составленного уполномоченными должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), с указанием фамилии, имени, отчества;
б) изготовление уполномоченными должностными лицами таможенного поста копии акта таможенного досмотра, если при проведении фактического контроля товаров присутствовали должностные лица таможенных органов, не являющиеся должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК);
в) проставление подписи должностными лицами таможенных органов, не являющимися должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК), присутствующими при проведении фактического контроля товаров, на копии акта таможенного досмотра с указанием фамилии, имени, отчества, должности, структурного подразделения таможенного органа, основания присутствия при проведении фактического контроля товаров (например, дата и номер акта таможенного органа) и заверение личной номерной печатью (при наличии). Однако Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств" установлен ограниченный перечень лиц, которые могут быть отмечены в графе "в присутствии " оригинала акта таможенного досмотра, в который не входят должностные лица таможенных органов, не являющиеся должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК) (в частности должностные лица функциональных отделов и правоохранительного блока).
Таким образом, должностные лица таможенных органов, не являющиеся должностными лицами таможенного поста (ОТОиТК) (в частности должностные лица функциональных отделов и правоохранительного блока) в случае присутствия при проведении фактического контроля товаров и транспортных средств не должны расписываться в оригинале акта таможенного досмотра. В указанных случаях указанными лицами подписывается копия акта таможенного "досмотра (осмотра) товаров с указанием фамилии, имени, отчества, должности, структурного подразделения таможенного органа, основания присутствия при проведении фактического контроля товаров и заверяют личной номерной печатью (при наличии).
4. В связи с возникающими конфликтными ситуациями при досмотре товаров на железнодорожных станциях, определен ли (либо возможно стоит определить) максимальный срок проведения таможенного досмотра.
Статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определен срок выпуска товаров. П. 1 ст. 359 Кодекса установлен срок проверки товаров. Этот срок может быть продлен на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары в соответствии с положениями п.2 ст.359 Кодекса.
В соответствии п. 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. №1356 таможенный досмотр (осмотр) осуществляется в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.
Таким образом, максимальный срок проведения таможенного досмотра не может превышать сроки выпуска товаров, в том числе указанные в ст. 153 Кодекса.
5. Степень досмотра определена согласно профилю риска. Однако для решения вопроса о выпуске товара иногда возникает необходимость в уточнении определённых характеристик как самого товара, так и его упаковки, что может быть не предусмотрено профилем риска в части использования ТСТК. Отчёт по применению того или иного профиля риска должен быть заполнен в соответствии с данными в нём. Можно ли расширять границы степени досмотра?
В соответствии с пунктом 14 приложения 2 к приказу ГТК России от 9 октября 2001 г. № 974 "Об утверждении типовых положений об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля и об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста" должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, увеличивает объем и степень таможенного досмотра при наличии оснований полагать, что объем и степень таможенного досмотра, установленные в поручении на таможенный досмотр, не достаточны для соблюдения требований таможенного законодательства.
При проведении таможенного досмотра в соответствии с профилем риска в поручении на таможенный досмотр его характеристики (в том числе объем и степень) указываются согласно требованиям выявленного профиля риска. При этом в Отчете могут быть указаны только те характеристики таможенного досмотра, которые содержатся в профиле риска.
Если в ходе проведения таможенного досмотра его объем и (или) степень увеличены, в Отчете указывается информация:
1) о результатах применения мер по минимизации рисков, в том числе таможенного досмотра, в соответствии с выявленным профилем риска (которым было "инициировано" проведение таможенного досмотра);
2) о результатах проведения таможенного досмотра в соответствии с профилями рисков № 11/101005/00227 или № 11/101005/00228, в зависимости от направления перемещения товаров.
6. В связи с направлением в таможенные органы письма ФТС России от 21.09.2007 №01-06/35213дсп "О направлении Временного порядка" разъясните порядок формирования и направления в ФТС России предложений в части изменения приложения к ПР №11/120706/00104, содержащего список лиц, перемещающих товары, таможенный контроль которых после выпуска невозможен.
Письмом ФТС России от 21.09.2007 №01-06/35213дсп "О направлении Временного порядка" определено, что должностное лицо УТИ ФТС России формирует предложения в части изменения приложения, содержащего список организаций, в отношении которых применяется указанный профиль риска, на основании информации, представленной в порядке, определенном приказом ФТС России от 22 марта 2007 г. №347 и Временным порядком.
Исходя из действующих актов ФТС России (приказ ФТС России от 22 марта 2007 г. №347, приказ ФТС России от 10 сентября 2007 г. №1106, письмо ФТС России от 21.09.2007 №01-06/35213дсп) предложения о включении/исключении лиц из приложения, содержащего список организаций, в отношении которых применяется профиль риска №11/120706/00104, следует формировать следующим образом.
Должностные лица подразделений таможенной инспекции в соответствии с пунктом 6 приложения 1 к приказу ФТС России от 22 марта 2007 г. №347 проводят мероприятия по выявлению лиц, перемещающих товары, таможенный контроль которых после выпуска невозможен (далее - Мероприятия). Мероприятия проводятся в соответствии с Временным порядком, направленным в таможенные органы письмом ФТС России от 21.09.2007 №01-06/35213дсп.
В соответствии с приказом ФТС России от 10 сентября 2007 г. №1106 результаты мероприятий отражаются в формах отчетности №62 и №63 и ежедекадно направляются в УТИ ФТС России. О результатах Мероприятий информируются ОМСУР и правоохранительное подразделение таможни.
Уполномоченное должностное лицо УТИ ФТС России в соответствии с пунктом 8 приложения 1 к приказу ФТС России от 22 марта 2007 г. №347 обобщает поступившую из таможенных органов информацию о результатах Мероприятий и формирует предложения для актуализации профиля риска №11/120706/00104.
Уполномоченное должностное лицо ГУОТК ФТС России в соответствии с пунктом 9 приложения 1 к приказу ФТС России от 22 марта 2007 г. №347 актуализирует и активирует в соответствии с установленным регламентом для применения при таможенном контроле профиль риска №11/120706/00104.
Направлять дополнительно в ГУОТК указанную информацию (в части наполнения приложения к ПР, содержащего список организаций, в отношении которых применяется указанный профиль) отдельными письмами таможенного органа не требуется.
В ГУОТК ФТС России следует направлять предложения об актуализации профиля риска №11/120706/00104 в части иных показателей области риска и указаний о применении мер по минимизации рисков.
7. Необходимо ли применять меры по минимизации риска, указанные в п. 3 примечаний к мерам по минимизации профиля риска № 11/070907/00111, при таможенном оформлении товаров, получателем которых (или лицом, ответственным за финансовое урегулирование) является лицо, которое ранее проводило таможенное оформление товаров, но ИТНу него отсутствует?
В настоящее время предусмотрено присвоение ИТН всем организациям, производившим таможенное оформление товаров и транспортных средств. Таким образом, организациям, сведения о которых имелись в ранее оформленных ГТД, должен присваиваться ИТН. В случае отсутствия ИТН у таких организаций необходимо:
1) провести формальную проверку правильности внесения сведений об РШН и ОГРН в электронную копию ГТД (выявление риска может быть вызвано такими ошибками);
2) сообщить о возникшей проблеме в координирующее подразделение таможни для проверки информации о ранее проведенном таможенном оформлении товаров субъектом ВЭД в базе данных ЦРСВЭД и иных электронных базах данных;
3) в случае невозможности проверки информации о факте таможенного оформления товаров данными лицами в электронных базах данных следует применять меру по минимизации риска "получение пояснений" для получения информации о ранее оформленных ГТД. В случае предоставления заверенной копии ГТД, оформленной более чем 2 месяца назад, либо если факт таможенного оформления товаров данным лицом подтвержден информацией в электронных базах данных, профиль риска не применяется. Заверенная копия ГТД должна быть включена в комплект документов ГТД.
В ином случае необходимо применение мер по минимизации риска в соответствии с п. 2 примечаний к профилю риска.
8. Обязательно ли применение меры по минимизации риска "таможенный осмотр транспортного средства" профиля риска № 11/070907/00111 при декларировании товаров или достаточно проведения таможенного осмотра при выдаче подтверждений о прибытии транспортного средства? При разработке профиля риска учитывались случаи декларирования товаров, когда процедура ВТТ не применяется. В этих случаях осмотр транспортного средства необходим. В иных случаях достаточно сведений о ранее проведенном таможенном осмотре, проведенном при выдаче подтверждений о прибытии транспортного средства.
9. Следует ли применять профиль риска № Л/121007/00127 при декларировании товаров во внутренних таможенных органах, отличных от морских пунктов пропуска, в случае совпадения индикаторов риска, указанных в ПР?
Профиль риска № 11/121007/00127 предназначен для применения только в морских пунктах пропуска.
Таким образом ПР 11/121007/00127 во внутренних таможенных органах не применяется.
10. В соответствии с профилем риска, действующим в отношении широкого круга товаров, требуется проведение таможенного досмотра в объеме 10%. Однако при таможенном контроле конкретного товара проведение таможенного досмотра возможно только в объеме 100%, например, ввиду перемещения товара в единственном экземпляре. Какое значение объема таможенного досмотра должно содержать поручение на проведение таможенного досмотра и каким образом должен быть заполнен электронный отчет о результатах применения мер по минимизации рисков?
В указанном случае поручение на проведение таможенного досмотра должно содержать значение объема таможенного досмотра, соответствующего фактически проводимому в таких случаях, т.е. в объеме 100%. С целью объективного анализа результатов таможенных досмотров товаров при проведении последующего контроля в поле GR031 электронного отчета о результатах применения мер по минимизации рисков рекомендуется вносить текстовую информацию о проведении таможенного досмотра в объеме 100%) (например, таможенный досмотр проведен в объеме 100%, исходя из особенностей товара).

В последнее время в таможенные органы поступают профили рисков, которые в качестве характеристики частоты проведения таможенного досмотра содержат значение "Частота и периодичность проведения таможенного досмотра определяется посредством генератора случайных чисел из ограниченного множества значений". Каким образом должностное лицо таможенного поста (ОТО и ТК) должно определять частоту таможенного досмотра?
С целью обеспечения выборочного фактического таможенного контроля товаров в соответствии с профилями рисков, основанного на случайной выборке, было разработано и установлено в таможенных органах специальное программное средство, основанное на применении генератора случайных чисел. Таким образом, должностному лицу таможенного поста (ОТОиТК таможни) не требуется самостоятельно подсчитывать частоту проведения таможенного досмотра, указания о проведении таможенного досмотра должны формироваться программным средством автоматически.
Конкретное значение частоты проведения таможенного досмотра с применением генератора случайных чисел указано в электронной копии профиля риска в КПС "Ведение базы данных профилей рисков".
Если программные средства, используемые при таможенном оформлении, не применяют корректно генератор случайных чисел (указание о проведении таможенного досмотра товаров не формируется программным средством вообще, либо формируется в 100% случаев выявления профиля риска), то необходимо сообщить об этом по "горячей линии" (группы для решения проблемных вопросов, связанных с применением автоматизированной СУР).
В этих целях уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет в ФТС России по ведомственной электронной почте следующую информацию:
версия программного средства таможенного оформления, установленного на таможенном посту (ОТОиТК);
версия специального программного средства выявления рисков;
суть некорректной работы программных средств (с указанием номера профиля риска);
электронная копия ГТД, при обработке которой возникла ошибочная ситуация.
При этом, до решения технической проблемы, необходимо проводить выборочный таможенный досмотр в отношении той доли товаров, попадающих на таможенном посту под такие профили рисков, которая указана в электронной копии профилей рисков. Информацию о показателе доли товаров, которые в соответствии с профилями рисков должны выбираться для проведения таможенного досмотра с применением генератора случайных чисел, можно получить в ОПСУР таможни.





Вход | Регистрация