В Федеральную таможенную службу поступают обращения от таможенных органов относительно возможности списания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, числящейся за юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, в случае государственной регистрации прекращения их деятельности, предусмотренной положениями Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В целях урегулирования данных вопросов в Минфин России были направлены соответствующие предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100, согласно которым списание недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, будет возможно во всех случаях государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица либо физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Согласно заключениям, полученным от Минфина России, данные предложения ФТС России не были поддержаны (копии ответов прилагаются). Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить доведение положений прилагаемых заключений Минфина России до сведения подчиненных должностных лиц, организацию их изучения и применения.
Приложение: письма Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-01-10/4-102 на 3 л., от 14 июня 2007 г. № 03-01-10/5-184 на 3 л.
Заместитель руководителя Т.Н. Голендеева
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.05.2007 №03-01-10/4-102
Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики рассмотрел совместно с Федеральной налоговой службой письмо от 7 февраля 2007 г. № 01-30/4340 и сообщает следующее. Обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена статьей 57 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора регулируются статьей 44 Кодекса. Названной статьей не предусмотрено в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налога или сбора утрата индивидуальным предпринимателем своего статуса. На основании норм Кодекса, в целях реализации статьи 59 Кодекса, устанавливающей списание недоимки по налогам и сборам только в случае невозможности ее взыскания, Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 12 февраля 2001 г. № 100, согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении несуществующих налогоплательщиков: ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, признанных банкротами индивидуальных предпринимателей, умерших (признанных таковыми) физических лиц. Основания признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) установлены статьей 25 Гражданского, кодекса Российской Федерации. При этом пункт 4 указанной статьи предусматривает, что после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Тем самым, из данной нормы следует, что неисполнение обязательства индивидуального предпринимателя, признанного банкротом, в том числе по уплате налогов и сборов, прекращаются в связи с невозможностью их исполнения. Согласно статье 214 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» неспособность индивидуального предпринимателя удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей является основанием для признания его банкротом. Установленный статьей 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя охватывает следующие основные случаи:
по собственной инициативе (в связи с принятием им решения о прекращении своей деятельности); в связи со смертью; в результате его несостоятельности (банкротства); в результате принудительного прекращения его деятельности по решению суда; в связи с лишением его права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок по приговору суда; в результате утраты им права временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации. Гражданское законодательство Российской Федерации не предусматривает специального института защиты прав кредиторов индивидуального предпринимателя, прекращающего свою предпринимательскую деятельность, в отличие от случая ликвидации юридического лица (государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией возможна только после удовлетворения требований его кредиторов), поскольку в отличие от юридического лица, которое как субъект права после ликвидации прекращает свое существование, гражданин после прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не теряет свою гражданскую правосубъектность, и его кредиторы по обязательствам, связанным с осуществлявшейся данным гражданином предпринимательской деятельностью, могут предъявить ему свои требования и после того, как его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу. Учитывая изложенное, предлагаемые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 не поддерживаются.
Директор Департамента И.В.Трунин
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14.06.2007 №03-01-10/5-184
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 14 февраля 2007 г. № 01-30/5359 и сообщает, что предложение установить в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа не поддерживается по следующим причинам. Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 83-ФЗ) установлены критерии, при которых юридическое лицо признается недействующим. По решению регистрирующего (налогового) органа недействующее юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ. Вместе с тем, выявление у юридического лица задолженности по уплате налогов и сборов, означает неправомерность действий по исключению такого юридического лица из реестра и влечет переход к процедуре банкротства отсутствующего должника, предусмотренной главой XI Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее -Закон № 127-ФЗ). В подобных случаях обязанность по уплате налога и (или) сбора должна прекращаться с ликвидацией организации. При публикации регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, кредиторам, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не позднее трех месяцев со дня опубликования решения следует подать регистрирующему органу предусмотренное Законом № 83-ФЗ заявление. В заявлении должны быть приведены доказательства наличия требований к юридическому лицу, что влечет переход к процедуре банкротства отсутствующего должника, предусмотренной главой XI Закона № 127-ФЗ. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Что касается упомянутого в письме постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. № 67, то пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, допускается. - Ссылка в данном постановлении об обязанности налогового органа по исключению недействующих юридических лиц отсутствует. - Таким образом, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20 декабря 2006 г. № 67 указывает только на допустимость, но не на обязанность регистрирующего органа по исключению недействующего юридического лица в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность. Одновременно обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 13 Федерального Конституционного Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» определены полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления по вопросам своего ведения, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа. Принятие такого решения не является обязанностью налогового органа. В связи с разграничением законодательством Российской Федерации механизма ликвидации отсутствующих должников, предусмотренного Законом № 127-ФЗ, и процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа Федеральной налоговой службой разработаны Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Закона № 83-ФЗ, доведенные письмом Федеральной налоговой службы от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@ (далее - Методические рекомендации). Учитывая' отсутствие установленной процедуры списания задолженности по обязательным платежам в бюджеты недействующего юридического лица, в случае его исключения из государственного' реестра по решению регистрирующего (налогового) органа (по основаниям изложенным выше), пунктом 1.2 указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ может быть принято при наличии в регистрирующем (налоговом) органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты. Исходя из приведенных положений норм законодательства, учитывая наличие задолженности у юридического лица, регистрирующий орган, самостоятельно не инициируя процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, не нарушает положения Закона № 83-ФЗ.
Заместитель директора Департамента С.В.Разгулин
|