Таможня * Таможенное законодательство

Таможенное законодательство / документы


Искать по номеру документа:

Искать в названиях документов:


30.03.07

О возмещении налога на добавленную стоимость по экспортным операциям

 Постановление Президиума ВАС РФ 14588/05 от 20.06.07.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.05.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры по делу N А75-4580/2005.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Будыка И.Н., Бусел Н.В., Саськова К.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" - Кишка Д.Н., Наташина Т.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее. Общество с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - инспекция) от 17.03.2005 N 10/81 в части отказа в возмещении обществу из федерального бюджета 2792222 рублей налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за ноябрь 2004 года и об обязании инспекции возместить эту сумму путем зачета в счет предстоящих платежей в бюджет по данному налогу. До принятия судом решения заявитель в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования: просил признать решение инспекции недействительным и обязать ее возместить из федерального бюджета 5572009 рублей налога на добавленную стоимость путем зачета в счет предстоящих налоговых платежей.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции инспекция просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами публичных интересов, а также на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права, и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Общество "Западно-Малобалыкское" 20.12.2004 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года и документы в обоснование возмещения из федерального бюджета 5572009 рублей налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.
По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 17.03.2005 N 10/81 о частичном возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета и об отказе в возмещении 5575583 рублей этого налога, в том числе 5572009 рублей в связи с необоснованным включением в состав налоговых вычетов налога по ставке 18 процентов, уплаченного перевозчику в составе цены услуг по транспортировке нефти на экспорт.
Инспекция мотивировала свое решение следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов. Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению,транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за предел территории Российской Федерации. Таким образом, перевозчик не вправе был включать в цену своих услуг налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер - заявлять налог по такой ставке к вычету.
Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции, общество "Западно-Малобалыкское" указало, что налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов был уплачен им перевозчику на основании договора от 22.12.2003 N 0004211, заключенного с открытым акционерным обществом "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - общество "АК "Транснефть"). Согласно пункту 2.1.24 этого договора при транспортировке нефти на экспорт общество "Западно-Малобалыкское" обязывалось представлять обществу "АК "Транснефть" пакет подтверждающих факт экспорта документов в соответствии с требованиями Кодекса не позднее 3-го числа месяца, следующего за месяцем транспортировки. Стороны также согласились, что в отношении всех услуг по договору, для которых экспортером в сроки, установленные пунктом 2.1.24 договора, не будут представлены документы, подтверждающие факт экспорта товара, общество "Западно-Малобалыкское" дополнительно к цене услуг будет уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. Суды удовлетворили заявленные требования, так как пришли к следующим выводам.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций и порядок реализации данного права установлены пунктом 4 статьи 176 Кодекса, в соответствии с которым этот налог подлежит возмещению на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Все условия, определенные статьей 165 Кодекса, обществом выполнены. Факты оказания перевозчиком услуг по транспортировке нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты экспортером на основании выставленных перевозчиком счетов-фактур с выделением налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов материалами дела подтверждены и инспекцией не оспариваются. Поскольку перевозчик, указавший в счете-фактуре и получивший от экспортера сумму налога на добавленную стоимость, обязан был уплатить ее в бюджет, то с учетом баланса частных и публичных интересов это позволяет экспортеру заявить эту сумму налога к возмещению. При этом суды сослались на положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Однако суды не учли следующее. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, устанавливающим порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168, 169 Кодекса выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость - 0 процентов. Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога. Поэтому уплата обществом "Западно-Малобалыкское" перевозчику налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке нефти на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
К тому же вывод судов о правомерности предъявления перевозчиком экспортеру нефти к оплате дополнительно к цене оказываемых услуг налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость".
Исходя из пункта 9 статьи 165 Кодекса операции по реализации услуг перевозчика подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1 - 5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие факт экспорта товара. Следовательно, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом "Западно-Малобалыкское" в нарушение положений главы 21 Кодекса. Выводы судов в этой части не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 27.05.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.08.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4580/2005 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Малобалыкское" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому округу - Югре от 17.03.2005 N 10/81 и об обязании инспекции возместить обществу из федерального бюджета 5572009 рублей налога на добавленную стоимость отказать.

Председательствующий А.А.Иванов



Вход | Регистрация