В целях организации таможенного контроля после выпуска товаров, выпущенных автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом принципа выборочности, предусмотренного пунктом 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза:
1. Утвердить прилагаемую Технологию организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (далее - Технология).
2. Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (В.И.Селезнев), начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить применение Технологии с 1 июля 2015 года.
3. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) и Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В.Данилин) обеспечить доработку комплекса программных средств "Постконтроль" до 1 ноября 2015 года.
Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Приложение
к распоряжению ФТС России
от 16 июня 2015 г. N 172-р
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ У УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РИСКА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Технология организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (далее - Технология) разработана в соответствии с:
положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796); Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52 (ч. I), ст. 7531);
положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6340, ст. 6348, N 51, ст. 6681, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098, N 19, ст. 2318, ст. 2319, ст. 2320, N 23, ст. 2928, N 48, ст. 6646; 2015, N 1 (ч. I), ст. 34, N 14, ст. 2010, ст. 2013, ст. 2022);
Положением о Главном управлении таможенного контроля после выпуска ФТС России товаров, утвержденным приказом ФТС России от 17 апреля 2012 г. N 724 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 24 июля 2012 г. N 1489, от 1 июля 2013 г. N 1197, от 9 июля 2014 г. N 1334, от 25 августа 2014 г. N 1627);
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1373 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 14 августа 2013 г. N 1543, от 3 апреля 2014 г. N 595, от 26 сентября 2014 г. N 1891) (далее - приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1373);
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 3 апреля 2014 г. N 594, от 1 декабря 2014 г. N 2324) (далее - приказ ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372);
Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 1 августа 2012 г. N 1550) (далее - приказ ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949);
распоряжением ФТС России от 30 января 2015 г. N 32-р "Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой экспорта" (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 18 мая 2015 г. N 144-р) (далее - распоряжение ФТС России от 30 января 2015 г. N 32-р).
2. Технология разработана в целях:
обеспечения контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска (далее - участники ВЭД) таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее - таможенное законодательство);
организации проведения должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров мониторинга и анализа декларирования товаров, выпущенных автоматически в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со статьей 94 Таможенного кодекса Таможенного союза;
планирования проведения таможенных проверок, в том числе направленных на профилактику нарушений таможенного законодательства.
3. Технология применяется в отношении участников ВЭД, товары которых выпущены автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
4. Технология предназначена для применения должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, служб таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений, отделов (отделений) таможенного контроля после выпуска товаров таможен.
II. Мониторинг и анализ деятельности участников ВЭД, товары которых выпущены автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта
5. Должностные лица подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен, в регионе деятельности которых зарегистрирован участник ВЭД, осуществивший таможенное декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, выпуск которых произведен автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов в соответствии с распоряжением ФТС России от 30 января 2015 г. N 32-р, осуществляют ежеквартальный мониторинг и анализ декларирования таких товаров.
6. Мониторинг и анализ проводятся на основании сведений, содержащихся в информационных ресурсах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС), в том числе с использованием комплекса программных средств "Постконтроль" (далее - КПС "Постконтроль") по состоянию на 5-е число месяца, следующего за анализируемым кварталом.
6.1. Определение товаров, выпущенных автоматически и подлежащих мониторингу и анализу, осуществляется по отметкам в полях ЕАИС "Номер ЛНП инспектора, заверившего запись" (поле GC_06) и "Номер ЛНП должностного лица" (поле GD2) соответствующего номеру технологической ЛНП "000".
6.2. В ходе проведения мониторинга и анализа проводится сопоставление сведений о наименовании, кодах ТН ВЭД ЕАЭС, цене, таможенных платежах, весе брутто/нетто и иных характеристик товаров, выпущенных автоматически и ранее декларировавшихся участником ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта, выпуск которых осуществлен должностными лицами таможенных органов.
Также при помощи КПС "Постконтроль" проводится анализ показателей деятельности участника ВЭД в качестве лица с низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства.
6.3. Отнесение автоматически выпущенных товаров к товарам риска осуществляется по следующим направлениям:
товары ранее не декларировались участником ВЭД, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
характеристики декларируемых товаров (индекс таможенной стоимости (далее - ИТС), соотношение веса нетто/брутто, вес товара в расчете на дополнительную единицу измерения) отличаются от соответствующих характеристик товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, вывоз которых (в период до 1 года) осуществлялся данным участником ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
характеристики декларируемых товаров (ИТС соотношение веса нетто/брутто, вес товара в расчете на дополнительную единицу измерения) отклоняются от средних значений соответствующих характеристик товаров того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и с аналогичной страной назначения, вывоз которых осуществлялся иными участниками ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта за период 90 дней до подачи декларации на товары, на анализируемые товары;
выявление в ходе проводимого анализа с применением КПС "Постконтроль" факта исключения участника ВЭД, отнесенного к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, из перечня указанной категории участников ВЭД;
участник ВЭД не является производителем товара, декларируемого в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
выявление в ходе мониторинга и анализа данных, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства;
анализ деятельности участника ВЭД при помощи КПС "Постконтроль" свидетельствует о потенциальных рисках нарушения таможенного законодательства.
7. При проведении мониторинга и анализа может использоваться информация, поступившая ранее в отношении участника ВЭД или товаров от функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов в рамках приказов ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372 и от 17 мая 2012 г. N 949, а также информация о признаках нарушения налогового и (или) таможенного законодательства, поступившая из налоговых органов и иных государственных органов, органов местного самоуправления, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
8. В результате мониторинга и анализа, проведенного в соответствии с пунктом 6 Технологии, осуществляется выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров, направленного на профилактику нарушения таможенного законодательства, либо требующего проведения внеплановой таможенной проверки, при наличии оснований для ее назначения, предусмотренных пунктом 4 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.
9. Определение направления и формы таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее - уполномоченные должностные лица) самостоятельно в зависимости от результатов аналитической работы.
III. Организация проведения таможенного контроля после автоматического выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта
10. Организация планирования профилактических проверок в отношении участников ВЭД осуществляется в соответствии с распоряжением ФТС России от 26 февраля 2014 г. N 69-р "О ежеквартальном плане проведения профилактических проверок".
11. Организация проведения внеплановой таможенной проверки осуществляется в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1373.
12. Результаты таможенного контроля после выпуска товаров в отношении участников ВЭД фиксируются в КПС "Постконтроль" с обязательным прикреплением актов таможенных проверок.
IV. Заключительные положения
13. Общую координацию и контроль организации планирования профилактических таможенных проверок участников ВЭД в соответствии с Технологией осуществляет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.
14. Уполномоченными должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров и служб таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений может проводиться мониторинг и анализ, предусмотренный Технологией, в том числе на постоянной основе, в целях:
выбора объектов таможенного контроля для самостоятельного проведения таможенных проверок, в том числе профилактического характера;
направления поручений и подготовки предложений для проведения таможенных проверок в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров нижестоящих таможенных органов;
рассмотрения аналитических данных структурных подразделений таможенных органов;
осуществления контроля за деятельностью подразделений таможенного контроля после выпуска товаров нижестоящих таможенных органов.
Начальник Главного управления
таможенного контроля после выпуска товаров
В.И.Селезнев
Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов