Обзоры * Полезная информация

Временный ввоз: закон и здравый смысл

Временный ввоз: закон и здравый смысл

Материалы об особенностях отдельных таможенных режимов и о проблемах, возникающих при их применении на практике. Сегодня речь пойдет о временном ввозе товаров на территорию России. Наш собеседник заместитель начальника ГУОТК(Главное управление по организации таможенного контроля ФТС России) Людмила Карамзина.

Временный ввоз товаров на территорию какого-либо государства достаточно широко применяется в международной практике. Положения о нем как о таможенном режиме нашли отражение во многих между народных правовых документах, в частности, в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур. Заключенная в Стамбуле Конвенция о временном ввозе целиком посвящена данному режиму. Существует также достаточно много других международных соглашений, устанавливающих правила временного ввоза для конкретных категорий то варов, например,конвенции по контейнерам и по выставкам.

Каковы основные принципы применения таможенного режима временного ввоза?

Данный режим предполагает, что товары временно находятся на территории той или иной страны и используются в течение установленного срока без кардинального изменения их состояния. Неизменность состояния оговаривается практически во всех международных документах и соответственно в нашем таможенном кодексе. Но не следует это условие воспринимать буквально. Естественно, что ввезенные временно, скажем, автомобили, оборудование в процессе их эксплуатации изнашиваются. Это допускается, можно даже производить их ремонт, но не капитальный. Главное, чтобы при вывозе из России таможенные органы имели возможность их идентифицировать.

Хочу обратить внимание еще на два требования статьи 209 кодекса. Таможенный режим временного ввоза выгоден тем, что помещенные под него товары полностью или частично освобождаются от обложения ввозными пошлинами, налогами. Но под этот режим могут помещаться только иностранные по статусу товары. И еще один момент, о котором всегда надо помнить. К временно ввезенным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, но все остальные запреты и ограничения, предусмотренные российским законодательством в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяются обязательно, в соответствии с актом законодательства, которым установлено конкретное ограничение или запрет.

В каких случаях товары, заявленные к таможенному режиму временного ввоза, полностью освобождаются от обложения налогами и ввозными пошлинами?

Таких случаев достаточно много, перечислять их все не имеет смысла. Отмечу лишь, что решение о полном освобождении временно ввезенных товаров от обложения ввозными пошлинами и налогами принимается федеральным правительством. Пока действует соответствующее положение, утвержденное постановлением правительства 599, в котором перечислены товары и случаи, а также условия, при которых предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров.

Этим документом, например, определено, что выставочные товары и оборудование к ним под такое освобождение подпадают. Однако не всякая выставка, которая проводится на российской территории и на которую для экспонирования были ввезены иностранные товары, может претендовать на полное освобождение экспонатов от таможенных пошлин и налогов. Если выставочное мероприятие устраивается на производственном предприятии или в павильоне выставочного комплекса, на площадке которого осуществляется и коммерческая деятельность, то товары таких выставок не могут быть полностью освобождены от обложения ввозными пошлинами и налогами. То есть необходимо учитывать особенности применения режима временного ввоза в различных ситуациях.

Наиболее отчетливо это проявляется при временном ввозе транспортных средств: слишком много там отличий от общих правил. Не случайно в Таможенном кодексе помещение транспортных средств под режим временного ввоза называется специальной таможенной процедурой и ему отведена отдельная, 22-я глава. Но об этом мы поговорим в следующий раз, а сейчас хотелось бы акцентировать внимание на общих моментах и наиболее распространенных ошибках, которые допускаются при таможенном оформлении временно ввезенных товаров.

По закону временно ввезенным на территорию России товаром может пользоваться только то лицо, которое получило разрешение на применение таможенного режима временного ввоза в отношении ввезенных товаров. В прежнем таможенном кодексе такой нормы не было, и, видимо, поэтому данное требование режима сейчас часто нарушается.

Если декларант собирается в дальнейшем передать временно ввезенный товар в пользование другому лицу, то он обязан информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу. При этом передача товара в пользование другому лицу должна быть юридически оформлена. Соответственно, все обязанности, которые возлагались на декларанта за временно ввезенные товары, переходят к реальному пользователю этих товаров. Данное требование Таможенного кодекса основывается на международных нормах. Смысл его заключается в том, что временно ввезенные товары считаются условно выпущенными, и, следовательно, таможня имеет право в любое время их контролировать.

Как известно, изменились правила и в отношении сроков временного ввоза. Какие здесь возникают трудности при оформлении товаров?

По старому кодексу сроки временного ввоза можно было продлевать на длительное время свыше двух лет. Теперь они устанавливаются в пределах до двух лет в зависимости от того, как предполагается использовать товар. Свыше двух лет сроки временного ввоза можно продлевать только для тех товаров, которые классифицируются как основные производственные фонды (и остаются при этом в собственности иностранного лица). Например, для оборудования срок временного ввоза (с частичным условным освобождением от уплаты ввозных пошлин, налогов) чаще всего устанавливают в 34 месяца. По расчетам, именно такое временя погашается сумма начисленных таможенных платежей, как если бы пришлось их выплачивать при выпуске товаров в свободное обращение сразу после ввоза товаров в Россию.

Не следует забывать,"что сроки временного ввоза для отдельных товаров может устанавливать федеральное правительство". Так, для большегрузных автомобилей, используемых только в международных перевозках, сроки временного ввоза были установлены правительством на весь период их эксплуатации. И, соответственно, у таможенников при такой формулировке возникли трудности с определением этих сроков, потому что автомобили, в зависимости от качества дорог, уровня технического обслуживания и прочих условий, могут эксплуатироваться девять лет, а могут только три года.

Из сообщений перевозчиков нам известно, что большегрузные автомобили (с учетом наших дорог) приходят в непригодное для осуществления международных перевозок состояние, как правило, лет через шесть (фирмы-изготовители определяют сроки эксплуатации в 8-10 лет). Поэтому мы пришли к такому выводу: для новых большегрузных автомобилей лучше изначально устанавливать срок временного ввоза в четыре года, с последующим продлением в зависимости от их состояния. Разъяснения по этому поводу ФТС России разослало в таможенные органы.

Вы сказали: "Пока" действует положение правительственного постановления 599. Ожидаются какие-то изменения? Если да, то как это отразится на практике?

Данное постановление правительства издавалось давно в августе 2000 года. В нем есть уже устаревшие нормы, которые сегодня просто невозможно применить. Поэтому по поручению Минэкономразвития России Федеральная таможенная служба подготовила новую редакцию данного постановления. Мы привели использованную в нем терминологию в соответствие с международными документами. В частности, много вопросов возникает с многооборотной тарой. Такого термина "многооборотная тара" в международных конвенциях и соглашениях по временному ввозу нет.

В проекте новой редакции постановления мы уже использовали формулировки и понятия, соответствующие положениям Конвенции о временном ввозе. В целом новая редакция, если она будет принята, внесет некоторую ясность в применение положений о полном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров.

Теперь что касается частичного освобождения от уплаты таможенных платежей при временном ввозе. Какие здесь возникают проблемы?

Если по товарам не предоставляется полное, то тогда применяется частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Все вопросы, связанные с уплатой пошлин и налогов при времен ном ввозе разъясняются в 212-й статье Таможенного кодекса.

При частичном обложении за каждый полный и неполный календарный месяц, в течение которого товар находится на территории России, уплачиваются 3 процента исчисленной суммы таможенных пошлин, налогов, как если бы товар был выпущен для свободного обращения. Здесь стоит обратить внимание вот на что. Если в течение срока временного ввоза исчисленная сумма ввозных пошлин, налогов выплачена, то по российскому законодательству товар в отношении таможенных платежей считается выпущенным для свободного обращения. Однако для того чтобы он реально поступил в оборот, в таможенный орган необходимо представить документы, подтверждающие, что в отношении товара соблюдены все установленные запреты и ограничения неэкономического характера.

Бывают ситуации, когда товар заявляют под таможенный режим временного ввоза для одних целей, а потом цели могут измениться. Например, какой-либо прибор сначала предназначался только для показа на выставке, а потом появилась возможность передать его в лизинг. И это самый сложный, на наш взгляд, случай, потому что приходится решать сразу два вопроса: на какой срок продлевать временный ввоз товаров и в каком порядке применять положение статьи 212 Таможенного кодекса в части предоставления полного или частичного освобождения от уплаты пошлин и налогов.

Пока прибор на выставке он не облагается ввозной пошлиной, налогами, а при передаче в лизинг облагается. Если сроки выставки и договора лизинга в целом не превышают предельный срок временного ввоза два года, то у таможни нет оснований препятствовать передаче товара в лизинг. Но при этом необходимо соблюсти ряд требований.

Первое требование: новый пользователь товара по лизингу должен получить соответствующее разрешение в таможенном органе и исполнить все права и обязанности декларанта в отношении этого прибора, то есть получить право на использование товара в режиме временного ввоза. Второе, поскольку использование товара на условиях договора лизинга законом не предусматривает полного освобождения от уплаты таможенных платежей, необходимо начать вносить 3 процента от исчисленной суммы пошлин и налогов. И третье условие необходимо чтобы таможенный орган назначил новый срок временного ввоза. Так как изначально срок этот был установлен на период проведения выставки, то теперь его необходимо продлить на срок действия договора по лизингу, но чтобы в целом срок временного ввоза прибора (на выставку и по договору лизинга) уложился в два года.

А если аналогичная ситуация возникнет с оборудованием, которое от носится к основным фондам?

В этом случае срок временного ввоза, в течение которого будут выплачиваться периодические платежи, при необходимости может продлеваться до 34 месяцев.

Допустим, научная лаборатория собирается проводить исследования, для которых иностранные партнеры обещали предоставить во временное пользование соответствующее оборудование. По графику исследований это оборудование будет использоваться не постоянно, а лишь в определенные периоды. Можно ли им как-то минимизировать свои расходы по периодическим выплатам пошлин?

Если их исследования не связаны с коммерческой деятельностью, то в соответствии с постановлением правительства 599, они могли бы получить полное освобождение от уплаты пошлин и налогов при временном ввозе этого оборудования. Но если речь идет о получении дохода, тогда лучше всего воспользоваться процедурой приостановления действия таможенного режима временного ввоза. Это, кстати, новое положение Таможенного кодекса, прежде его не было.

Смысл этой процедуры заключается в том, что если временно ввезенным товаром какое-то время не пользуются, то можно приостановить и периодические выплаты на этот период, и течение срока временного ввоза, установленного таможней.

Такие случаи уже были, в частности, с цирком шапито, приехавшим к нам на гастроли. Вывозить на зиму (мертвый сезон для таких цирков) оборудование экономически нецелесообразно, поэтому решили приостановить режим временного ввоза и поместить цирковое имущество до последующих представлений на таможенный склад. В принципе можно воспользоваться и другими таможенными режимами, но чаще все-таки используют таможенный склад.

Еще я хотела бы обратить внимание, что по новому таможенному законодательству режим временного ввоза обязательно должен завершаться режимом реэкспорта, чего в прежние годы не было.

Федеральная таможенная служба подготовила к осенней парламентской сессии предложения по дополнениям и изменениям в Таможенный кодекс РФ. Затронуты ли в этих предложениях вопросы, связанные с применением режима временного ввоза?

Принципы применения этого режима нами достаточно глубоко проработаны и, на мой взгляд, максимально приближены к нормам международного права в таможенном деле. Однако проблемы еще остаются. В частности, это касается 214-й статьи кодекса. В ней сказано, что при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант в праве указать в определенных случаях на уменьшение таможенной стоимости товаров и уменьшение их количества. Корректировка таможенной стоимости может быть произведена при представлении документально подтвержденной информации.

Вместе с тем таможенная стоимость и количество товаров определяются на день их помещения под режим временного ввоза, поэтому как должна применяться норма, указанная в статье 214 кодекса, ясности нет. Тем не менее, попытки внести поправки для устранения существующих неясностей в части определения таможенной стоимости в действующее таможенное законодательство предпринимаются.

Режим временного ввоза в значительной степени способствует развитию внешней торговли и внешнеэкономическим связям в целом. Что сегодня мешает его более широкому применению?

При временном ввозе товары считаются условно выпущенными. А это значит, что если у должностных лиц таможенных органов возникают сомнения в том, что условия и требования таможенного законодательства будут соблюдены, то они могут потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Это обстоятельство сегодня является основным препятствием к более широкому применению режима временного ввоза.

Дело доходит до курьезов. Одна уважаемая таможня потребовала обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении трех временно ввезенных самолетов российского производства, но иностранных по статусу. В Россию их перегнали всего на неделю с тем, чтобы провести тестирование агрегатов и оборудования. Самолеты, как известно, машины дорогостоящие, и обеспечение за каждый из них составило примерно от 12 до 18 миллионов долларов. И непонятно, чем руководствовались сотрудники таможни. У предприятия, которое проводило тестирование, таких средств нет. А отказ исполнять взятые обязательства может привести к тому, что за рубежом перестанут закупать нашу авиатехнику. К тому же России выгодно, чтобы работы по тестированию и ремонту авиалайнеров производились на ее территории.

И этот случай не единичный. Известно, когда обеспечение требовали в отношении рыболовного траулера стоимостью порядка 8 миллионов долларов. С точки зрения здравого смысла делать это конечно не стоило. Траулер не партия компьютеров, которые легко могут раствориться на просторах нашей страны, он никуда не денется. Выйдет в море на промысел и вернется. С ним всегда есть связь, а значит, его можно найти. Зачем в отношении него требовать обеспечение? Тем более что предоставлено только частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Еще был случай, когда таможня потребовала внести обеспечение за спутник, который в соответствии с международными договоренностями ввезли в Россию для коммерческого запуска.

То есть в определенных ситуациях закон как бы вступает в противоречие со здравым смыслом.

Закон говорит о том, что если у таможни есть сомнения, она вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Четких границ, когда надо и когда не надо применять обеспечение при временном ввозе, закон не устанавливает. А таможенники, как видно из практики, не всегда подходят разумно к решению этого вопроса.

ФТС России может выступить арбитром в спорных ситуациях по этой проблеме?

К нам поступают такие обращения, иногда это действительно "крик души". Мы рассылаем в таможенные органы свои разъяснения при каких обстоятельствах логично применять обеспечение. Но в целом проблема существует, и надеяться пока приходится только на здравый смысл.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня №17 от 13.09.05


К оглавлению



Вход | Регистрация