Обзоры * Полезная информация

Агентский НДС при сделках с Белоруссией

Агентский НДС при сделках с Белоруссией

При прямом импорте товаров из братской республики НДС должна платить российская фирма-покупатель, причем не на таможне, а непосредственно в своей налоговой инспекции. Такой порядок предусмотрен в соглашении между Минском и Москвой, который уже давно успешно практикуется. Однако как быть, если в сделке участвует третье лицо – посредник?


Общий порядок


Если посредник ввозит товар по поручению российской организации, именно он и будет являться покупателем. На нем лежит обязанность заплатить НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором он учел ввезенные товары (п. 4 раздела 1 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Республикой Белоруссия от 15 сентября 2004 г., ратифицированного Законом от 28 декабря 2004 г. N 181-ФЗ). В тот же срок ему нужно будет представить в инспекцию декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных пунктом 6 раздела 1 приложения к Соглашению. В него входят:
- заявление о ввозе товара (в трех экземплярах);
- выписка банка, подтверждающая факт уплаты налога;
- договор с белорусским поставщиком, на основании которого ввозится товар;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товара из Белоруссии в нашу страну;
- товаросопроводительные бумаги белорусского поставщика.
В случае неоднократного ввоза товаров в одном налоговом периоде покупатель должен составлять заявление по каждому договору отдельно. Все их нужно будет представить в налоговую, впрочем, как и посреднический договор, и договор купли-продажи, который заключил комиссионер (агент) с белорусским продавцом (письмо ФНС от 10 октября 2005 г. N ММ-6-03/842).
Однако возможна и другая ситуация: посредник, который импортировал товар, действует в интересах белорусской фирмы. В таком случае обязанность уплатить НДС по товарам, ввезенным из Белоруссии, будет лежать на российском покупателе, который приобретет товар. Для того чтобы он узнал об этом обязательстве, выставленные от своего имени счета-фактуры агент должен будет заполнить особым образом. Ему необходимо поставить нулевую ставку НДС, сделать пометку "Без акциза" и в качестве страны происхождения указать – "Республика Белоруссия". Получив такой документ, покупатель должен будет начислить и заплатить налог в срок, установленный Соглашением. Кроме того, ему придется подать декларацию и пакет документов, включая заявление о ввозе. Чтобы выполнить это требование, покупатель должен будет получить от посредника не только накладную и счет-фактуру, но и договор, транспортные и товаросопроводительные документы. Эти бумаги не обязательно подавать в оригинале, инспекторам подойдут и копии, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера (письмо ФНС от 15 июня 2005 г. N ММ-6-03/489). Но здесь возникает вопрос: должностные лица какой организации могут подтвердить достоверность копий – покупатель или посредник? Эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера" рекомендуют покупателю по возможности заверять бумаги самостоятельно, сверив с оригиналами. Что же касается заявления о ввозе, порядок его заполнения разъясняется в письме Минфина от 4 августа 2006 г. N 03-04-13/1/09.
Данные посредника приводить не нужно, несмотря на то что продавцом для российского покупателя будет являться именно он. По строке "Продавец УНП или ИНН/КПП" нужно приводить данные белорусского продавца, а в графе "Серия, номер и дата товаросопроводительного документа" – реквизиты документов, оформленных при доставке товаров в Россию. В строке указания номера и даты договора следует приводить реквизиты именно посреднического договора, который послужил основанием для ввоза товаров. Но вместе с тем в налоговую нужно будет подать и копию договора купли-продажи.

Пример 1.

Российская фирма ООО "Лотос" 27 июля 2006 года приобрела у ЗАО "Гранд" для дальнейшей перепродажи 20 шкафов белорусского производства стоимостью 160 000 руб.
В счете-фактуре от 27 июля 2006 года N 25, который получен от "Гранда", стоит нулевая ставка НДС, пометка "Без акциза", а в качестве страны происхождения указано: "Республика Белоруссия". Как следует из документов, представленных продавцом, "Гранд" на основании договора комиссии N 7/2006 от 10 июня 2006 года импортировал из Белоруссии шкафы для реализации в России по цене 4000 руб. Импортированный товар принадлежит комитенту – белорусской организации ООО "Сокол". Шкафы были ввезены на основании CMR-накладной СЯ N 2543127от 18 июля 2006 года.
Сумму НДС, которую "Лотос" должен заплатить за шкафы, составляет:
– 160 000 руб. х 18 % = 28 800 руб.
Налог был перечислен 7 августа 2006 года.
Бухгалтер "Лотоса" сделал такие проводки:
27 июля 2006 года:
Дебет 41 Кредит 60
– 160 000 руб. – оприходован товар;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС при импорте товаров из Белоруссии"
– 28 800 руб – начислен НДС;
7 августа 2006 года:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС при импорте товаров из Белоруссии" Кредит 51
– 28 800 руб. – уплачен НДС, начисленный при импорте белорусских столов.
16 августа "Лотос" представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также заверенные копии договора на покупку шкафов, посреднического договора между "Соколом" и "Грандом", на основании которого был ввезен товар, CMR-накладной и составленной комитентом товарной накладной (ТН-2). Проведя камеральную проверку, 1 сентября 2006 года инспектор проставил отметку об уплате НДС на заявлении о ввозе.
Бухгалтер "Лотоса" сделал такую проводку:
01 сентября 2006 года
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 28 800 руб. – принят к вычету уплаченный НДС.

Транспортные нюансы

Не последнюю роль в торговле между странами играет транспортный вопрос. Само собой, расходы на доставку отражаются в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (см. Соглашение) и входят в состав налоговой базы при их уплате. Она определяется как сумма стоимости товаров (цена сделки), включая затраты на их транспортировку и акцизы. Напомним, что согласно пункту 2 раздела 1 Положения при определении цены сделки учитывают следующее:
- расходы по доставке товара, в том числе траты на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;
- страховую сумму;
- стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
При заполнении заявления в графе 6 следует указать стоимость товаров, отраженных в товаросопроводительном документе продавца, а в графе 7 – вышеперечисленные расходы, принимаемые для определения налоговой базы, если они не были включены в стоимость товаров (гр. 6). Если на основании одного транспортного документа перевозятся товары, облагаемые по разным ставкам, то расходы для определения налоговой базы распределяются по группам.
При этом затраты по доставке включают в себя как траты, понесенные на территории Республики Белоруссия, так и в Российской Федерации.

В. Андронова   
обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"  

К оглавлению



Вход | Регистрация