Обзоры * Полезная информация

Новые принципы таможенных тарифов

Новые принципы таможенных тарифов

Иван Куприянов
Старший юрисконсульт ЗАО «Олд-Банк»

С 1 июля 2006 года вступают в силу уже опубликованные изменения Федерального закона «О таможенном тарифе». Наша статья поможет узнать, к чему в связи с этим надо быть готовым в новом году. И как же изменились ранее известные методы определения таможенной стоимости товара

В конце осени прошлого года был опубликован Федеральный закон № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г., вносящий изменения в Закон РФ «О таможенном тарифе». Какие же изменения были внесены и как они могут повлиять на тарифную политику?

Прежде всего стоит отметить, что из Закона были исключены статьи 8–11, 15–18 и 25–33. Первый блок (8–11) давал определения особых видов пошлин, а также описывал процедуру их применения. Второй (15–18) содержал информацию о правах и обязанностях декларанта и таможенного органа, механизмах начисления и уплаты пошлины, а также о методах определения таможенной стоимости товара. Все статьи последнего блока (25–33) регулировали вопрос определения страны происхождения товара.

Причины исключения первых двух блоков ясны, остановимся на них в статье несколько позже. Но что послужило поводом для упразднения норм, посвященных определению страны происхождения товара, не совсем понятно.

В практике отечественного законодательства внутри одной отрасли могут вполне мирно уживаться несколько норм разного уровня, чье содержание практически полностью совпадает. Поэтому оправдать исключение указанных статей только попыткой избежать «переписывания» нельзя. Скорее всего законодатели постарались внести качественные изменения в Закон, в большей степени, чем прежде, ориентировав его именно на тарифы и методику их расчета.

НОВИНКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нововведения весьма условно можно разделить на несколько групп. Первая – новинки понятийного аппарата. В принципе данная категория исчерпывается внесением изменений в статью 5. Последняя редакция представляет нашему вниманию практически новый набор понятий. Причем все они имеют первостепенное значение для определения тарифа. Единственным уцелевшим термином осталась «пошлина». (Правда, даже ее определение было немного дополнено). За недостающими разъяснениями к другим источникам нас любезно отсылает часть 3 статьи 5, где указано, что иные понятия используются в законе в значениях, определенных законодательством.

Группа вторая – обобщения. К этой группе можно отнести новую редакцию статьи 7. Если в прежней редакции Закона отдельные виды специальных пошлин рассматривались в отдельных статьях, то теперь законодатели ограничились их простым перечислением.

Группа третья – уточнения. Это самая большая группа новинок. К ней относятся новые редакции статей, посвященных методам определения таможенной стоимости товара. Все они, как и прежде, взаимосвязаны между собой. Однако, используя новый понятийный аппарат, законодатели не стали давать расшифровку понятий в самой статье, а уделили внимание новым нюансам определения стоимости товаров. Для каждого метода нашлось несколько уточнений.

УТОЧНЕНИЯ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Можно выделить несколько наиболее заметных изменений, произошедших в описании методов определения таможенной стоимости товара. Остановимся последовательно (соблюдая порядок их перечисления и нумерацию в Законе) на каждом из них. Например, при описании методов определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с однородными или идентичными товарами используется примерно схожая процедура. Оценка производится на основании анализа сделок с товарами, проданными на аналогичном уровне (оптовые или розничные продажи) и в аналогичном количестве. В том случае, если подобные сделки отсутствуют, для определения искомой стоимости могут быть использованы вышеупомянутые товары. Однако коммерческий уровень и количество проданных экземпляров могут отличаться от исходных. В таком случае единственным условием будет возможность определения стоимости оцениваемых товаров. Причем сама корректировка сведений проводится на основании точных данных.
Кроме того, два вышеуказанных метода (по стоимости с однородными и с идентичными товарами) объединяет еще и то, что если при их применении были определены несколько различных цен, то для установления таможенной стоимости товара будет использована наименьшая из них. Следовательно, и размер пошлины будет ниже, чем в случае ориентирования на более высокую цену.

Метод сложения по-новому

Законодательные нововведения в методе сложения для определения расчетной стоимости товара можно расценить как дополнительную защиту интересов декларанта. Ведь теперь в случае несогласия с расчетами таможенного органа ему будет достаточно потребовать данные о проведении этой операции. И уже на их основе декларант может говорить либо о том, что расчет произведен правильно, либо о наличии ошибки. Наиболее интересен тот факт, что теперь таможенные органы не имеют права требовать от иностранных лиц документы, которые подтверждают расчетную стоимость. Исходя из новой формулировки Закона получается, что эти документы могут быть представлены на добровольных началах.

В Законе определено, что информация, предоставленная производителем, может проверяться таможенными органами в соответствии с международным законодательством и международными договорами России. Поскольку при ввозе товаров на территорию нашей страны продавец, как правило, является нерезидентом, введение данной нормы в большей степени защищает его права. С одной стороны, отдельные нормы международного права жестче, чем отечественное законодательство. С другой стороны, мы еще не привыкли работать по иностранным стандартам, поэтому зарубежные поставщики чувствуют себя в такой ситуации несколько уверенней.

При определении стоимости товара по методу вычитания возможно определение стоимости исходя из стоимости переработанного товара. Однако в этом случае необходимо обладать информацией, которая позволит выделить затраты на переработку и произвести соответствующее уменьшение величины. Следуя вышеуказанному методу, таможенный орган имеет право использовать всю имеющуюся в его распоряжении информацию.

Правда, это возможно только в том случае, если предоставляемые декларантом сведения кажутся представителям таможни недостоверными. Потому как темы достоверности информации и ее подтверждения являются одними из главных для рассматриваемых изменений.

Обращая особенное внимание на необходимость документального подтверждения декларантом всех данных, на которые он будет ссылаться при определении стоимости товара, законодатель попытался не только пресечь неправомерное ее занижение, но и обезопасить себя от претензий.

Учитываемые расходы

К учитываемым расходам относятся выплаты вознаграждения агенту или посреднику (если только речь не идет о вознаграждении своего агента за содействие в покупке товаров), затраты на тару и упаковку. Причем тара должна рассматриваться с товаром как единое целое. Что касается упаковки, то учету подлежит не только она сама, но и расходы на оплату работ по упаковке.

Также учету подлежат затраты на сырье и комплектующие, инструменты и штампы, материалы, проектирование, конструкторскую разработку, дизайн и художественное оформление чертежей, выполненных за пределами России, платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, часть дохода от последующей продажи, которая причитается продавцу, расходы по перевозке, погрузке и разгрузке товара и расходы на страхование.

И здесь самым интересным с точки зрения произошедших изменений представляется метод сложения для определения расчетной стоимости товара. Суть его заключается соответственно в сложении нескольких величин. Однако теперь законодателем внесены указания, гласящие, что повторный учет одних и тех же значений недопустим. В том случае, если уточнение расчетной стоимости товара будет производиться на основании информации, уже имеющейся в таможенных органах, последние обязаны по запросу декларанта представить данные об источнике и механизме расчетов.

При описании резервного метода законодатели довольно подробно остановились на том, какие отклонения от установленных норм могут применяться в каждом отдельном случае. По их словам, методы отныне используются те же, но теперь при их применении допускается определенная гибкость. Например, при определении расчетной стоимости может быть рассмотрена сделка с идентичными товарами, которые были произведены в другой стране. В обычных условиях это невозможно. Однако, учитывая то, что резервный метод применяется тогда, когда невозможно применить другие, допущение таких послаблений становится понятным.

ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ НОВОЙ СТАТЬЕ

Самым большим «подарком» для всех декларантов стало дополнение текста Закона новой статьей (19.1), посвященной дополнительным начислениям к уплаченной за товар цене. Нечто подобное уже существовало в прежней редакции акта, однако выглядело это все несколько иначе.

На сегодняшний день при определении таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами необходимо производить дополнительное начисление расходов, которые покупатель фактически произвел, но в цену они не были включены.

Перечень учитываемых платежей является закрытым. Это означает, что никакой другой платеж не может учитываться при определении таможенной стоимости товара по данному методу. При этом необходимо отдельно отметить, что все расходы должны быть подтверждены документально, в противном случае метод по стоимости сделки не применяется.

Данная статья занимает центральное место во вносимых изменениях. Почти все остальные нововведения ориентируются на перечень учитываемых расходов, изложенный в ней. Следовательно, при уточнении расчетной стоимости товара и определении суммы пошлины положения данной статьи будут оказывать ощутимое влияние. Кроме того, она сформулирована как дополнение к статье 19 Закона, которая содержит нормы, посвященные применению метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

БУДЬ ГОТОВ!

Все изменения, вносимые в Закон, выстроены вокруг нового понятийного аппарата и дополнительных начислений. По всей видимости, таможенные органы будут широко использовать предоставленные им возможности по контролю за определением стоимости товара. А также охотно предлагать свои варианты (поскольку в ряде случаев они имеют на это право).

Ставка на время

Такое явление как временные ставки таможенных пошлин встречается в отечественном законодательстве относительно часто. Смысл их установления таков: ставки пошлин зависят от таможенной стоимости товара, а последняя в свою очередь в определенной степени зависит от рыночной. Эта стоимость может меняться довольно быстро, поэтому таможенным органам просто необходима возможность оперативного внесения корректировок в размеры ставок. Например, приказ ФТС России № 1078 от 16 ноября 2005 г. установил ввозные таможенные пошлины для отдельных категорий спортивных товаров в размере 5% от таможенной стоимости. Указанные ставки действуют в строго указанный период: с 19 ноября 2005 года по 18 августа 2006 года.

Все вышеописанные нововведения вступают в силу с 1 июля 2006 года. Учитывая характер изменений, по личному мнению автора, уже сейчас следует ожидать плавного роста таможенных пошлин на все виды товаров. Соответственно к тому времени, как новые нормы должны будут вступить в силу, выплаты немного увеличатся. Это станет дополнительным стимулом для предоставления декларантами всех необходимых документов таможенникам.

Вместе с тем увеличение пошлин может вызвать рост правонарушений, связанных с декларированием товаров. Ведь логично, что если при меньших суммах люди не хотели их платить и пытались указать в документах заниженную стоимость или другой товар, то с увеличением размеров пошлин это нежелание лишь усилится.

Очевидно, что бороться с указанными негативными явлениями путем увеличения выплат бесполезно. А вот грамотное усиление контроля, которое продемонстрировано в измененных нормах Закона, может принести свои плоды. При этом необходимо учитывать, что этот факт может иметь и оборотную сторону – у сильного всегда будет виноват бессильный. Поэтому эти нововведения, разумеется, не станут последними. Все еще необходимо законодательно доработать систему сдержек и противовесов в отношениях между таможенными органами и декларантами

Изменения ставок таможенных пошлин

Вдополнение стоит отметить, что уже после внесения изменений в ФЗ «О таможенном тарифе» были приняты ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров. И самым интересным в этом нововведении, по мнению автора, является письмо ФТС России от 16 ноября 2005 г. № 01-06/39889, в котором ФТС не только установила таможенную стоимость, но и подробно рассмотрела само понятие оптических волокон и их разновидности. Дело в том, что это один из немногих характерных примеров, когда таможенные органы не просто устанавливают ставки, но и помогают нижестоящим структурам разобраться, какие именно товары относятся к соответствующей категории. Это значительно облегчает их работу.

Так, с 15 ноября 2005 года в соответствии с приказом ФТС № 1045 от 08 ноября 2005 г. были установлены новые ставки ввозных пошлин на пальмовое масло. Если этот продукт ввозится в коробах, бочках, канистрах или бидах нетто-массой 200 кг или менее, пошлина составляет 15% от таможенной стоимости, но не менее ? 0,12 за 1 кг масла. За все прочие товары этой группы пошлина составляет 5% от их таможенной стоимости. Приказом ФТС № 1046 от 08 ноября 2005 г. установлены ставки ввозных пошлин на период с 11 ноября 2005 года по 10 августа 2006 года на жиры и масла, а также на маргариновую продукцию. На все товары, отнесенные к указанной категории, ввозная пошлина ныне составляет 20% от таможенной стоимости, но не менее ? 0,2 за 1 кг.

Иногда законодательство предлагает довольно сильный разброс ставок. Так, размер ставки ввозной пошлины на целлюлозу для производства фильтрованной бумаги составляет 5% от таможенной стоимости этого товара. И те виды целлюлозы, которые имеют код ТН ВЭД 4703 21 000 9, облагаются таможенной пошлиной по ставке 15% от их таможенной стоимости.

Еще одним интересным примером расчета являются пошлины на ввоз сахара-сырца. В соответствии с письмом ФТС № 06-44/40857 от 22 ноября 2005 г. ставка рассчитывается на основе информации о стоимости этого продукта на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Соответственно данная величина меняется довольно часто, поскольку среднемесячная цена любого товара на бирже, на основании которой она (ставка пошлины) рассчитывается, подвержена определенным колебаниям.

Ставки таможенных пошлин связаны с определением таможенной стоимости товара. Поэтому те изменения, которые претерпел ФЗ «О таможенном тарифе», в самом скором времени могут отразиться и на ставках ввозных пошлин. Но когда именно эти изменения произойдут, пока предсказать сложно. Скорее всего ближайшие несколько месяцев внесут в жизнь таможни ряд обновлений


К оглавлению



Вход | Регистрация