Возмещение НДС при реализации товаров на экспорт давно является одной из самых больных тем во взаимоотношениях экспортеров и налоговых органов.
Давно существует проблема "лжеэкспорта", когда товар за границу не вывозится (или вывозится совсем другой товар), а в налоговые органы представляются сфальсифицированные таможенные документы, подтверждающие экспорт.
В последнее время налоговые органы столкнулись с иной схемой. Чаще всего экспортер товара не является его производителем, а покупает его у посредника. Это нормально. Однако недобросовестные экспортеры стали искусственно выстраивать длинные цепочки посредников, "фирм-однодневок", которые на бумаге перепродают товар друг другу. Естественно, при каждой перепродаже "накручивается" НДС и стоимость товара возрастает. К концу отчетного периода посредники-однодневки исчезают, не уплатив в бюджет никаких налогов. В результате экспортер, осуществив вывоз товара, предъявляет к возмещению сумму НДС, в несколько раз большую, чем была реально уплачена в бюджет.
Для противодействия такой схеме налоговые и таможенные органы решили объединить свои усилия. Результатом их совместной деятельности стал зарегистрированный в Минюсте России приказ ПК России и МНС России от 21 августа 2001 г. № 830 и БГ-3-06/299 (соответственно) "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта".
Данный приказ базируется на двух исходных позициях.
Как следует из ст. 169 Налогового кодекса РФ, счет-фактура, выставляемый налогоплательщиком своему покупателю при реализации товаров, является не только документом, по которому покупатель должен уплатить предъявленную ему продавцом сумму НДС, но и основанием для предъявления уплаченной им суммы налога к вычету и возмещению.
В соответствии со ст. 173, 174 и 182 Таможенного кодекса РФ ГТК России определяет перечень документов и сведений, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля, которые таможенный орган вправе запросить, а декларант обязан представить по такому запросу.
На основании названного приказа к перечню таких документов, необходимых для помещения товара под таможенный режим экспорта, отнесена копия счета-фактуры (проформы), полученная экспортером у продавца, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации и содержащая отметку о регистрации в налоговом органе.
Таким образом, теперь до начала таможенного оформления вывозимых товаров экспортер должен посетить налоговый орган по месту своего учета, где будет осуществлена регистрация счетов-фактур (проформ): "путем проставления соответствующих отметок налогового органа на двух копиях счетов-фактур и счетов-проформ".
При этом одна копия документа остается в налоговом органе для использования при проведении налогового контроля, а другая подлежит возврату налогоплательщику. В результате у налогового органа появляется исходная информация, для того чтобы затем в ходе налоговой проверки раскрутить всю цепочку "лжепосредников". Кроме того, ряд недобросовестных экспортеров просто откажется от такой схемы, понимая, что она "засвечивается" в налоговом органе и сам экспортер вскоре станет объектом налоговой проверки.
Тем не менее, степень эффективности данной меры пока оценить довольно сложно.
Во-первых, как видно из приказа, счета-фактуры (проформы) необходимы налоговому органу для последующих проверок, а в момент их регистрации налоговый орган не будет устанавливать, уплачен ли НДС лицом, продавшим товар экспортеру.
Во-вторых, не вполне понятно, что будет делать налоговый орган, даже установив, что НДС продавцом не уплачен, а сам продавец исчез. Ведь следует еще доказать, что посредник был специально создан для перепродаж с целью увеличения суммы НДС, которую впоследствии предъявит к возмещению экспортер.
В-третьих, отказ в возмещении НДС может быть связан только с непредставлением подтверждающих документов, указанных в ст. 165 Налогового кодекса РФ. Если же все документы представлены надлежащим образом, то отказать в возмещении НДС налоговый орган не вправе, даже если ему очевидна вся цепочка "лжепосредников".
Иными словами, закон не увязывает возмещение НДС с тем, в каком размере данный налог был фактически уплачен в бюджет по предыдущим сделкам с этим товаром.
Действительно, эффективными меры борьбы с такой схемой станут только в том случае, если будет принято предложение налоговых органов о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, предоставляющее им право возмещать НДС экспортеру, только если все Посредники уплатили налог.
В соответствии с рассматриваемым приказом необходимость регистрировать счета-фактуры (проформы) для целей экспорта отсутствует при вывозе товаров:
- непосредственно их производителем (производство экспортируемых товаров является основным предметом деятельности организации). Тем не менее, факт того, что организация сама производит экспортируемый товар, опять же должен быть подтвержден в налоговом органе по месту учета;
- облагаемых вывозной таможенной пошлиной, в том числе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, за исключением лома и отходов цветных и черных металлов, а также шкур и кожи животных;
- являющихся продуктами переработки товаров, ранее помещенных под режимы переработки на таможенной территории или переработки под таможенным контролем.
И. Новокшонов,
директор таможенно-правового департамента
юридической фирмы И.Л.Т.С.
10.12.2001
|