Таможня * Грузы * Транспорт / Новости


Новости: ЛОГИСТИКА

22.10.2018

Воздушные трассы дронов появятся в Арктике и на Дальнем Востоке

Ведущие авиастроители страны замахнулись на амбициозный проект – создать воздушную трассу для беспилотной авиатранспортной системы. Авиаконструкторы, логисты и некоторые чиновники уже спешат заявить: такой беспилотный авиамост может оказаться очень востребованным на рынке грузоперевозок. Особенно в малозаселенных регионах Сибири, Дальнего Востока, Арктики. Однако ряд проблем отдаляют реализацию амбициозного проекта. «МК» попытался разобраться, кто ставит палки в колеса перспективному беспилотному направлению.

Беспилотная авиация стремительно завоевывает мир. Иногда способами не вполне гуманными. Например, гражданское население ряда ближневосточных государств или Донбасса периодически страдает от «ракетно-бомбовых» нападок военных дронов-«стервятников». Впрочем, и на «гражданке» у беспилотников дел хватает. Летающие дроны-курьеры претендуют уже на рынок воздушных грузоперевозок. Индустриальные и цифровые гиганты вроде Google и Amazon уже давно продвигают беспилотную доставку товаров.

Отсутствие людей на борту, оптимизация дрона под конкретный груз, экономичные турбовинтовые двигатели – все эти козыри быстро дают фору беспилотникам в соревновании с классическими грузоперевозчиками.

–Если приглядеться к мировому объему производства и военной, и гражданской авиатехники, то мы видим – беспилотники уже отвоевали себе место в 25%, - заявил генеральный авиаконструктор Сергей Коротков на заседании профильной комиссии в Госдуме, которое состоялось под председательством вице-президента Союза машиностроителей, депутата Госдумы Владимира Гутенева, – И эта цифра, наверняка, и дальше будет расти.

Это в мире. Осторожный прогноз сделан и по России. Так до 2030 года доля беспилотной грузоперевозки должна вырасти до 9%. Сейчас эта доля, по некоторым оценкам, меньше процента. Кот наплакал.

Чтобы не отстать окончательно, российские инженеры, логисты вместе с чиновниками задумали амбициозный проект – связать малонаселенные регионы России беспилотной авиатрассой.

– Так, руководство Хабаровского края выступает за пилотный проект беспилотного регионального авиасообщения для грузоперевозок, - говорит Сергей Коротков. – Такой же проект скоро появится для Арктики, где у нас известные большие геополитические интересы. Свой беспилотный маршрут продумываем даже для Антарктики.

По словам конструктора, в распоряжении российских авиастроителей уже есть неплохие системы дронов-грузовиков, которые можно определить на беспилотную службу на Дальний Восток и в Арктику.

Однако в ситуацию «прекрасного далека» внезапно вторгается крупный подвох - отсутствие должного уровня роботизации и интеллектуализации беспилотной авиационной техники. Недавний красноречивый пример – крах проекта тяжелого ударно-разведывательного беспилотника для российской армии «Альтаир» или «Альтиус-М» массой до 7 тонн. Разработчик - казанское КБ имени Симонова - не смогло довести проект до конца.

Одна из причин – выйти на уровень технологий, которыми уже лет 15-20 обладают США, Китай и ряд европейских стран, мы до сих пор не смогли. Острая нехватка «резвых» отечественных микропроцессоров, датчиков, контроллеров и программного обеспечения продолжает делать погоду на российском производстве беспилотников всех классов и калибров.

Но не только технологии, а еще и деньги «приговорили» перспективный «Альтаир».

- Как мне кажется, основная причина закрытия темы – нехватка средств на ее реализацию, - сказал Денис Федутинов. - Около года назад ОКБ имени Симонова выходило с предложением конверсии данной программы. На базе изначально военной разработки предлагалось создать гражданский вариант беспилотного летательного аппарата, который, в частности, мог бы быть использован для мониторинга северных районов, включая северный морской путь, районы размещения объектов энергетики в Арктике и т.д. Но, видимо, бизнес-проект не сработал.

Поэтому, какие бы проекты беспилотных трасс не предлагались все они пока натыкаются на одну и ту же стену – до сих пор у нас нет полноценно рабочих дронов тяжелого класса, в отличие от Китая и США.

– Не решен и нормативно-правовой базис для беспроблемной эксплуатации беспилотной авиации, – добавил зампредседателя комиссии Союза машиностроителей по развитию аэронавигации Виктор Соломенцев. – Да, работы в этом направлении ведутся, однако сделать еще предстоит очень много.

Впрочем, пока подгоняется правовая база, для дронов-курьеров и беспилотных воздушных грузовиков уже продумываются форматы оказания услуг. Конкретики пока нет, но по словам авиаконструктора Сергея Короткова, это позволит охватить как промышленную, так и бытовую сферу.

Но чтобы воздушные беспилотные мосты и трассы заработали системно, нужны такие же системные решения. Прежде всего, победить роботизационный и интеллектуальный «голод» для беспилотных авиасистем.

Без этого никакие хабы с автоматической сортировкой грузов и взмывающие в небо в автоматическом режиме дроны-грузовики и коптеры-курьеры работать не будут.

Московский Комсомолец



Вход | Регистрация