Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

29.07.2016

Госрегулирование вызвало шторм в портах

Прецедентный для российского рынка проект возвращения госрегулирования свободных сейчас цен — на услуги в портах — вызвал острую дискуссию среди чиновников и участников рынка. Проект методики ФАС по установлению рублевых тарифов для стивидоров одобрен Минэкономики и прохладно встречен Минтрансом, а грузоотправители разделились на две группы.

Те, у кого есть портовые активы, резко против, те, у кого нет,— столь же активно за. Эксперты опасаются, что низкие тарифы снизят инвестиции в порты. ФАС обещает уточнить методику с учетом поступивших предложений.  Ведомства и отраслевые организации начали отсылать в правительство отзывы на проект методики ФАС по установлению тарифов в портах. Это первая попытка возврата госрегулирования в сектор, где оно однажды было прекращено.

Оказание услуг в морских портах исторически было регулируемым, тарифы на погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) и хранение устанавливались ФСТ в валюте. Но в 2013 году для большей части портов регулирование было отменено, началась полная либерализация сектора. В частности, в марте 2014 года вышло распоряжение правительства, согласно которому операторы морских терминалов исключались из реестра субъектов естественных монополий.

Однако в 2015 году начался разворот: в октябре президентская комиссия по ТЭКу потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах, причем уже из протокола заседания комиссии слово "внутренние" исчезло. В ответ на соответствующие поручения вице-премьера Аркадия Дворковича весной ФАС запросила у стивидоров огромный объем документов, проанализировала их и пришла к выводу о наличии "кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования". Были возбуждены антимонопольные дела в отношении нескольких крупных стивидоров (см. "Ъ" от 26 июня), а вскоре ФАС опубликовала проект методики расчета тарифов. По нему регулируется предельная доходность стивидорного бизнеса и отменяются приказы ФСТ о снятии регулирования в портах.

Минэкономики согласовало идеи ФАС в представленном виде, следует из письма директора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Ярослава Мандрона (есть у "Ъ"). Однако министерство предложило включить в методику положение о необходимости учета доходов и расходов как по регулируемым, так и по нерегулируемым видам услуг, чтобы прибыль от последних перераспределялась в пользу снижения тарифов. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили, но профильный замминистра Виктор Олерский говорил, что министерство против введения регулирования в портах (см. "Ъ" от 1 июля). В Минфине и Минпромторге не стали комментировать вопрос.

Заключение на методику подготовил и Совет потребителей услуг ФГУП "Росморпорт" (есть у "Ъ"). В нем мнения разделились, сообщает в письме глава совета Вадим Гераскин: стивидоры (в том числе грузоотправители, имеющие свои портовые мощности) сочли госрегулирование чрезмерным, грузоотправители, у которых своих портов или терминалов нет,— необходимым. Большинство в совете — стивидоры, поэтому заключение скорее отрицательное.

Стивидоры (СУЭК, UCLH Владимира Лисина, "Кузбассразрезуголь", Global Ports) полагают, что отказ от прямого ценового регулирования обеспечил активное развитие инфраструктуры. С 1992 по 2015 год отрасль увеличила объемы перевалки в шесть раз — до 677 млн тонн, причем рост происходил даже в кризисные 1998, 2008, 2014 годы, что "свидетельствует о развитой конкуренции и адекватной ценовой политике", говорится в заключении. Также, отмечают стивидоры, ограничение валютных операций противоречит ГК РФ и закону о валютном регулировании. При принятии методики возможны критическое снижение выручки и налога на прибыль портов (30-50 млрд руб. в год), проблемы с обслуживанием кредитов, остановка проектов модернизации, говорится в заключении. Инвестиции ОАО РЖД в развитие Восточного полигона (560 млрд руб.), подходов к портам Северо-Запада (240 млрд руб.) и Азово-Черноморского бассейна (250 млрд руб.), по мнению портовиков, станут бессмысленными.

Стивидоры сомневаются в заключениях ФАС о взрывном росте тарифов: так, тарифы на перевалку зерна в Азово-Черноморском бассейне снизились с $32 в 2007 году до $18 — в 2016-м. "Предложения ФАС и оценка их влияния на отрасль и экономику базируются на спорных, вызывающих возражения всего портового сообщества тезисах, необоснованных с точки зрения экономики порта предпосылках и не учитывают специфику работы стивидоров",— говорит директор по связям с госорганами Global Ports Дмитрий Морозов.

Грузоотправители же без портовых мощностей (например, "Русал") считают, что развитой конкуренции в большинстве портов РФ пока нет. Тарифы, особенно в условиях курсовой нестабильности, должны устанавливаться в рублях, а услуги по ПРР должны быть конкретизированы, чтобы стивидоры не добавляли к ним дополнительные — фактически удваивающие стоимость.

Принятие новой методики приведет к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, считает гендиректор ЦНИИ Морфлота Сергей Буянов. Он подчеркивает, что перевалка грузов через морские порты РФ за последние 14 лет увеличилась в 2,5 раза, до 676,6 млн тонн, тогда как в портах сопредельных стран, наоборот, уменьшилась в 1,9 раза. Ограничения могут привести к снижению инвестпрограмм морских портов, добавляет эксперт. Согласно "Стратегии развития морской портовой инфраструктуры", грузооборот морских портов РФ возрастет к 2030 году до 10 13,4 млн тонн в год, что говорит о необходимости увеличения мощностей портов, поясняет господин Буянов, а если принять "указанные ограничения", намеченные планы не реализовать.

Источник "Ъ" среди стивидоров говорит, что, если ФАС не ставит задачу уничтожения портовой отрасли, методику нужно дорабатывать, так как текущий вариант — "кабальный": предлагаемый стивидорный тариф из расчета 20% маржи по EBITDA слишком низок, новые проекты рассчитаны на более высокие ставки. Срок окупаемости 35 лет при норме 7-8 лет — нерыночный, особенно при текущей стоимости заемных средств. Кроме того, добавляет он, сейчас стивидоры платят в бюджет регионов высокий налог на прибыль, который в случае принятия методики либо уйдет в другие регионы, либо вообще исчезнет. По мнению собеседника "Ъ", ФАС "улучшает свое понимание особенностей сектора и уже проделала большую работу, так что можно надеяться, что методика будет изменена". В самой службе "Ъ" подтвердили, что уже рассмотрели большую часть "отзывов и предложений" и по итогам подготовят новую версию методики с учетом полученных мнений и оценок.

Коммерсант



Вход | Регистрация