Новости
Платформа

ГрузоперевозкиБиржа международных грузоперевозок.

TMS-CRM - управление перевозкамиСистема управления грузоперевозками и заказами.

ЭДОк - документооборотСистема автоматического формирования и электронного обмена документами.


Новости : ЛОГИСТИКА

12.10.2009

Транспортные коридоры – ключевой фактор развития Союза

В Минске прошла III Международная специализированная выставка «Транспорт и логистика-2009». Современные транспортные и логистические системы и оборудование, услуги по перевозке грузов представили более 100 компаний из Беларуси, России, Украины, Латвии, Литвы, Польши и других стран. Впервые заявил об участии и презентовал свои услуги Калининградский морской торговый порт.

Несмотря на кризис в мировой экономике, интерес зарубежных компаний к выставке был столь же высок, как и в прошлые годы. Это и понятно. Беларусь является транзитной страной, связывающей Запад и Восток, Север и Юг Европы. Через нее проходят крупнейшие автомобильные, железнодорожные и трубопроводные магистрали.

Беларусь, благодаря своему расположению в географическом центре Европы, стала крупнейшим логистическим центром за много столетий до появления самого этого термина. Достаточно вспомнить всем известные «путь из варяг в греки» (соединял Скандинавию и Византию) и «Великий шелковый путь» (из Западной Европы в Китай через Россию). Сегодня эти древние транспортные артерии не потеряли своего значения. Однако в наши дни от транзитного государства требуются наличие развитой транспортной инфраструктуры и современные логистические решения.

Транзит грузов является серьезной статьей доходов для Беларуси. Несмотря на кризисные явления в экономике, удалось остановить падение объемов грузоперевозок. По словам первого заместителя министра транспорта и коммуникаций РБ Николая Верховца, в конце прошлого и первой половине нынешнего года в связи с сокращением объема производства товарной продукции в республике и за рубежом объемы грузовых перевозок снижались. Однако во второй половине года они начали постепенно расти. По итогам семи месяцев текущего года организациями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта обеспечен экспорт услуг на сумму 750 млн долл., что составляет 92–94% к аналогичному периоду 2008 года.

Выход из кризиса обусловлен активизацией работы белорусских автоперевозчиков на нетрадиционных для республики направлениях: вдвое увеличился объем грузоперевозок в Азербайджан, Болгарию, Турцию, страны северного региона.

«Стабилизировалась ситуация и на железнодорожном транспорте. Этого удалось добиться, в том числе, и за счет переориентации потоков грузов, которые ранее шли железнодорожным транспортом в обход Беларуси», – отметил замминистра. Также Белорусская железная дорога совместно с российскими коллегами снизила тарифы по некоторым направлениям. В результате у крупных отечественных производителей, которые обеспечивают поставку черных металлов, удобрений и другой продукции появилась возможность увеличить объемы грузоперевозок.

Лишь морские и речные пути пока слабо задействованы в белорусском транзите. Но и здесь дело не стоит на месте. Прорабатывается проект, который речным путем может связать Балтийское и Черное моря. А сама республика всерьез задумывается обзавестись собственным морским флотом. Пока речь идет о покупке одного судна, который будет ходить под белорусским флагом. Зато между морскими портами Литвы, Латвии и России ведется серьезная борьба за транспортировку белорусских грузов (в первую очередь, калийной соли).

К единому рынку

Между Беларусью и Россией ведется работа по созданию единого рынка автотранспортных услуг. Правда, не все вопросы пока согласованы. Как заявил во время оnline конференции на сайте Белорусского телеграфного агентства Министр транспорта и коммуникаций РБ Иван Щербо, работа в этом направлении проводится уже не первый год.

– Когда в 1998 году Россия приняла закон, ограничивающий каботажные перевозки по своей территории перевозчиками третьих стран, наша страна столкнулась с тем, что подписанные в 1992 году соглашения в области транспорта не оговаривают вопросы перевозок из третьих стран. Вначале мы имели более 100 тысяч поездок, потом это количество снижалось. Сейчас оно недостаточно для наших перевозчиков. Хотя мы понимаем, что эти перевозки – экономика другого государства. Нами подготовлен проект соглашения, который урегулировал бы данный вопрос. Мы несколько раз встречались с представителями Министерства транспорта России, но пока принципиально расходимся по одной статье. Белоруссия выступает за то, чтобы была либерализация и никаких разрешительных систем, а российская сторона настаивает на том, чтобы иностранные перевозчики по-прежнему работали на ее территории на разрешительной основе. Продолжить разговор на эту тему планируем в рамках координационной комиссии Союзного государства в октябре, а также координационного совещания министров транспорта СНГ в ноябре. Вопрос очень непростой, но главное, что Россия и Белоруссия договорились о работе в единой связке. Об этом мы говорили с руководителем АСМАП России Евгением Москвичевым, который недавно приезжал в нашу республику, – отметил министр.

Через территорию Беларуси проходят два крупнейших транспортных коридора Европы: коридор №2 «Запад – Восток» (Берлин – Варшава – Минск – Москва) и №9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Псков – Витебск – Гомель и далее через территорию Украины в Молдову и Болгарию, с ответвлением Киев – Минск – Вильнюс – Клайпеда). Чтобы полноценно использовать этот транспортный потенциал, требуется строительство самых современных транспортно-логистических центров.

По словам И. Щербо, развитие логистической системы – относительно новое направление для республики, но «продвижение в этом вопросе есть». Так, по четырем проектам уже имеются конкретные инвесторы, которые занимаются созданием транспортно-логистических центров. Речь идет о совместном с бельгийской компанией проекте в Национальном аэропорту Минск, строительстве логистического комплекса «Прилесье» под Минском и проекте в районе Воложина с участием литовского инвестора. Есть также интересные предложения по Бресту и Гродно.

Логистика Союзного государства

Во времена СССР Беларусь была базой для транспортировки грузов со всего Союза в страны СЭВ и ЕС – и в обратном направлении. После 1991 г. последовал заметный спад грузоперевозок. Однако уже через несколько лет здоровая конкуренция между бывшими предприятиями «Совтрансавто» и сотнями частных белорусских перевозчиков привела к расцвету отрасли. В 2008 г. впервые экспорт Беларусью транспортных услуг (автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом) достиг рекордной величины – 1,7 млрд долл.

Понятно, что в Союзном государстве Беларуси и России белорусские транспортные коридоры – ключевой фактор для всей экспортной составляющей. Коридор №2 «Запад – Восток» обеспечивает экспортные поставки товаров и сырья в Европу, а коридор №9 открывает доступ предприятиям Союза к балтийским и черноморским портам для экспорта в заморские страны. Кроме того, оба эти коридора интегрированы в Европейскую транспортную систему и в единую сеть международных автомагистралей Содружества независимых государств и Евразийского экономического сообщества.

Кроме того, сейчас активно обсуждается строительство трансевроазиатского транспортного коридора – эта супермагистраль, если проект будет реализован, также пройдет через Беларусь.

"Время Союза"

Вход | Регистрация