Таможня * Грузы * Транспорт


Таможенный кодекс РФ

Чтение между строк (Роман в письмах о ТК РФ)


21.10.2002

      Проект нового Таможенного кодекса, принятый Государственной думой в первом чтении еще в 1999 году, снова обсуждался на минувшей неделе на заседании думского подкомитета по таможенно-тарифному урегулированию и внешнеэкономической деятельности. Основные баталии разворачиваются вокруг расширения прав фирм - участниц внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и, в частности, их права знать, какие новшества рождаются в таможне. Споры идут и вокруг того, как распределятся обязанности между чиновниками и коммерсантами, обслуживающими ВЭД, - брокерами и перевозчиками. От изменений, которые будут закреплены в кодексе, будет, в частности, зависеть вступление России во Всемирную торговую организацию. В распоряжении "Известий" оказалась официальная переписка чиновников и депутатов, работающих над главным таможенным законом.
      Основная проблема старого, пока еще действующего Таможенного кодекса состоит в том, что он - не закон прямого действия. Менее чем за десять лет существования кодекс оброс сотнями нормативных актов, и участникам внешнеэкономической деятельности приходится ориентироваться не только в основном законодательстве, но и в море приказов, телетайпограмм и распоряжений как центральных, так и местных таможенных органов.
      Проблема же нового кодекса в том, что пока ни депутаты, ни чиновники, ни представители компаний не могут определить основные нормы, по которым придется жить таможенникам и предпринимателям. Единственное, в чем уверено большинство, - кодекс должен отвечать международным правовым нормам (то есть обеспечить стране безболезненное вступление в ВТО) и облегчить внешнеэкономическую деятельность.
      Председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков считает, что до второго чтения документа на пленарном заседании дело дойдет не раньше конца ноября - начала декабря.
      На весенней сессии Думы рассматривались лишь два проекта: правительственный вариант кодекса и вариант, внесенный в Думу депутатом Валерием Драгановым, экс-председателем ГТК. Сейчас Таможенным кодексом занимается еще и рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Как сообщили "Известиям" в РСПП, в Думу уже переданы поправки к первым четырем разделам кодекса, подготовленные представителями российского бизнеса, остальные находятся на стадии окончательного согласования.
      Из оказавшихся у "Известий" документов (официальных писем депутатов, Государственного таможенного комитета, Минэкономразвития, Минюста и Минфина) становятся понятными основные "подводные камни", вокруг которых пойдет дискуссия в Думе. Главный из них - либерализация прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности. Первоначально предполагалось (эти предложения содержатся в поправках г-на Драганова), что должно произойти сокращение количества представляемых таможенникам документов и появиться возможность в некоторых случаях декларировать товар устно.
      По мнению же представителей ГТК, "в поправках отсутствует возможность предварительного декларирования, что противоречит интересам участников ВЭД". "Взамен признанного во всем международном сообществе разрешительного порядка совершения таможенных процедур, - пишут они, - разработчики предлагают заявительный порядок, что объективно создает предпосылки для злоупотреблений при перемещении товаров и транспортных средств через границу".
      "Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления можно было бы предоставлять тем компаниям, которые на протяжении двух лет не нарушали действующее законодательство, - сказала "Известиям" член бюджетного комитета Думы Маргарита Баржанова. - Это потребует максимальной прозрачности со стороны фирм". По словам депутата, эта поправка была одобрена на заседании рабочей группы РСПП по реформе таможенной политики и в ближайшее время будет рассмотрена на подкомитете вместе с другими предложениями, подготовленными рабочей группой.
      В ГТК уже не раз заявляли, что время оформления товара должно быть сокращено с нынешних десяти до трех дней. Эта инициатива отчасти была реализована в этом году в отношении добросовестных компаний, везущих товар по "зеленому коридору" (к примеру, одним из приказов ГТК это разрешалось производителям электробытовой техники).
      Чиновники опасаются "излишней" прозрачности таможни. Валерий Драганов предлагает предоставлять участникам рынка бесплатную информацию о действующих актах таможенного законодательства и других нормативных актах. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов считает достаточным, что "такие нормативные акты публикуются и помещаются в электронной базе данных". Однако сегодня приказы ГТК публикуются, к примеру, в платных информационных системах "Консультант" и "Гарант". Оперативность появления информации оставляет желать лучшего: некоторые телетайпограммы, касающиеся участников ВЭД, публикуются в лучшем случае через неделю-другую после их издания таможенным комитетом. "Обычно первичный источник нашей информации - это слухи о проектах новой нормативки, - рассказал "Известиям" глава компании, пожелавший остаться неназванным, - которые поступают из таможенных органов и себя оправдывают. Но у них есть свойство преувеличивать реальные угрозы, поэтому наша готовность к новым "заморочкам" всегда процентов на 50 выше, чем необходимо на самом деле".
      "Сейчас обсуждается возможность предварительного получения информации", - сказала "Известиям" депутат Баржанова.
      Заочная дискуссия коснулась и институтов таможенных брокеров и таможенных перевозчиков. В резолюции Минюста за подписью первого замминистра Александра Карлина отмечено, что в неправительственном варианте "необоснованно сужен круг оказываемых таможенными органами услуг". Как объяснил "Известиям" и.о. гендиректора Национальной ассоциации таможенных брокеров Игорь Орленко, "ни одна страна не справилась с задачей таможенного оформления без помощи квалифицированных поверенных. Мы свои предложения внесли, и они вошли в так называемый "правительственный" вариант".
 

Екатерина Выхухолева, Илья Горбунов, Известия   
21.10.2002  .
к оглавлению "Таможенный кодекс РФ"
Вход | Регистрация