Таможня * Грузы * Транспорт


Таможенный кодекс РФ

Кодекс перешел в защиту


30.09.2003

      Вчера зампред бюджетного комитета Госдумы Валерий Драганов, автор нового Таможенного кодекса (который уже одобрен парламентом и должен вступить в силу 1 января 2004 года), провел пресс-конференцию в защиту этого документа. На него месяц назад напало Минэкономразвития, потребовавшее отложить кодекс на год. Теперь его судьбу должно решить правительство.
      Напомним, работа над новым Таможенным кодексом (ТК) велась почти четыре года. Весной нынешнего года он был наконец принят почти единогласно в Госдуме, а затем и в Совете федерации. Как сообщал Владимиру Путину председатель ГТК Михаил Ванин, кодекс "получился хорошим, либеральным" и написанным не для "таможенных органов, а для участников внешнеэкономической деятельности". Главное его отличие от ныне действующего заключается в том, что он является законом прямого действия - то есть все таможенные процедуры записаны непосредственно в его тексте.
      Вчера преимущества нового кодекса перед действующим еще раз разъяснил автор нового кодекса, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Драганов. По его словам, последние полтора года доработки документа не прошли даром: было устранено более 20 концептуальных различий между депутатским и правительственным вариантами кодекса и согласовано около шести тысяч поправок. Результат четырехлетней работы устроил все стороны, работающие над ТК: правительство, ГТК и бизнесменов-участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По словам Валерия Драганова, в новом кодексе не стало бесконечных ссылок на внутренние приказы и распоряжения правительства и ГТК. Вместо оговорок вроде "порядок определяется ГТК" или "остается на усмотрение ГТК" в нем приводятся подробные перечни необходимых документов, которые ГТК сможет корректировать только в сторону уменьшения их количества. Поэтому в итоге кодекс стал в два с половиной раза толще, а таможенники лишились около четырех тысяч внутренних инструкций. Кроме того, депутат напомнил, что новый кодекс, по заключению международных экспертов, полностью соответствует нормам ВТО и международным правилам торговли.
      Однако около месяца назад вокруг нового Таможенного кодекса, до сих пор устраивавшего все ведомства и подписанного президентом, разразился скандал: эксперты Минэкономразвития (представитель которого также принимал участие в работе над кодексом) вдруг обнаружили в нем концептуальные ошибки и недоработки. По их мнению, они настолько серьезны, что вступление в силу принятого ТК предложено отложить еще на год (то есть до 1 января 2005 года). Главные претензии Минэкономразвития, изложенные в письме за подписью министра Германа Грефа, заключаются в том, что вступление в силу нового ТК может "привести к негативным последствиям для доходной части федерального бюджета". В Минэкономразвития считают, что из-за отсутствия в кодексе положения о перечне и ставках таможенных сборов бюджет 2004 потеряет не менее 10 млрд рублей доходов. Кроме того, из-за различных льгот участникам ВЭД уже в следующем году федеральный бюджет может потерять до 25 млрд рублей (для сравнения: ежемесячно ГТК приносит в бюджет около 60 млрд рублей). Например, эксперты Минэкономразвития подсчитали, что от 4,5 млрд до 6,2 млрд рублей бюджет недополучит из-за льгот при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а от 6,3 млрд до 8,7 млрд рублей в год бюджет недосчитается из-за смещения сроков уплаты налогов.
      Кроме того, в Минэкономразвития, в отличие от ГТК, не считают новый Таможенный кодекс законом прямого действия. По мнению Германа Грефа, для того, чтобы заложенные в его статьях нормы заработали, до 1 января необходимо разработать, согласовать и принять 26 постановлений правительства и несколько законопроектов для приведения нового ТК в соответствие с действующими законами.
      В ГТК же считают претензии Минэкономразвития безосновательными, заявляя, что разговоры об увеличении льгот в новом документе сильно преувеличены.С мнением ГТК согласен и депутат Драганов, заявивший вчера, что сейчас практика уплаты таможенных пошлин для товаров, которые экспортируются по трубопроводам, газопроводам или ЛЭП, такова, что экспортеры вынуждены платить за месяц-полтора до фактической поставки. "Экономически это беспроцентное кредитование государства, от которого надо уходить",- считает он. Кроме того, ГТК указывает на то, что ставки таможенных пошлин и не должны содержаться в Таможенном кодексе: там специально указывается, что ставки устанавливаются Налоговым кодексом.
      2 октября конфликт будет рассмотрен на заседании правительства. Можно предположить, что правительство не наберется решимости переносить вступление в силу важного и широко разрекламированного документа на целый год (тем более что власти только и говорят об удвоении ВВП и прозрачности внешнеэкономической деятельности, и таможенники, защищаясь, указывают на прямую связь быстрого роста и нового, более прозрачного кодекса). Не будем забывать и о том, что кодекс подписал Владимир Путин. Так что, скорее всего, кодекс все же вступит в силу 1 января 2004 года - и правительство сразу начнет готовить к нему поправки с учетом требований Минэкономразвития.
 

Анохин Константин, Коммерсант Дейли.
к оглавлению "Таможенный кодекс РФ"
Вход | Регистрация