Таможня * Грузы * Транспорт

Таможенный кодекс РФ

"Закон прямого действия". Таможенный кодекс: комментарий от ГТК


28.10.2003

      С 1 января 2004 года должен вступить в силу новый Таможенный кодекс, на разработку которого ушло три с половиной года. О том, какие перемены это сулит участникам ВЭД, корреспонденту журнала «Двойная запись» Ольге Бовиной рассказала начальник правового управления ГТК России Галина Баландина.
      
      - Галина Владимировна, что дал новый Таможенный кодекс участникам ВЭД?
      - В первую очередь - реальное ускорение процессов таможенного оформления. Однако это ускорение основано не на снижении контроля, а на изменении его механизмов. По новому кодексу максимальный срок, в течение которого товары выпускаются в обращение на территории России, составляет три дня с момента представления таможенникам всех необходимых документов. Сегодня это десять дней. Причем вопрос, какой комплект документов требовать, в данный момент решает сам таможенный орган. То есть может получиться так: попросили один документ, через неделю - другой, и так до бесконечности. А в новом кодексе четко прописан их перечень, а запрос новых документов не препятствует выпуску товаров.
      - Значит ли это, что таможенный контроль станет менее строгим?
      - Нет, таможня сомневаться не перестанет, иначе она из контролирующей структуры превратится в регистрирующую. Однако товар на таможенном терминале мы держать не будем. Если что-то не в порядке, груз будет выпущен под обеспечение. Кажется, например, сотруднику таможни, что стоимость ввозимого товара занижена. Что в этом случае делать? Возьми разницу причитающихся таможенных платежей как обеспечение и не держи товар до тех пор, пока не урегулируется проблема. Сомневаешься в тарифной позиции, считаешь, что пошлина должна быть выше, - не вводи импортера в издержки, действуй так же.
      - Новый кодекс позволяет применять упрощенные процедуры декларирования. Как вы будете проверять участника ВЭД, который захочет ими воспользоваться?
      - Условия не самые сложные. На всех участников ВЭД у нас имеется определенный банк данных, так что долго проверять кандидата не придется. Если он уже не первый год на этом рынке, мы о нем все знаем. У нас есть сведения о нарушителях, должниках (кто не перечисляет платежи, штрафы), а также так называемые белые списки, куда входят в основном крупные компании. Другое дело, что внятно объяснить, по каким критериям эти списки формируются, мы не можем. На самом деле любая компания, готовая быть прозрачной для таможни, может попасть в эти списки. Но если фирма образовалась буквально вчера, она не сможет получить право на упрощенный режим таможенного оформления. Не потому, что мы никому не верим, а потому, что жизнь научила нас быть осторожными.
      - На чем основан упрощенный режим таможенного оформления?
      - Это не наше изобретение, так работает весь мир. Перейти на упрощенный режим могут только те, кто готов работать с нами в открытую. То есть, если у таможенника возникнут какие-то вопросы, он сможет в любой момент прийти на фирму и все выяснить. Такое доверие основано на том, что организация соглашается вести учет своей коммерческой документации по той системе, которую мы ей предложим и которую сможем контролировать. Конечно, излишне усложнять бухучет этих счастливчиков мы не будем. Я думаю, что где-то в течение месяца мы сможем доделать документы, и организации, согласные на наши условия, увидят, что их ждет.
      - Галина Владимировна, не могли бы вы пояснить, что это будет за система учета?
      - Это будут стандарты, обязательные для исполнения и разъясняющие, в каком виде и в какой форме организация должна отражать у себя информацию, чтобы учет был «открыт» для таможни.
      - А периодическую декларацию, о которой идет речь в Таможенном кодексе, смогут использовать только те, кто применяет упрощенные процедуры?
      - Нет, периодическую декларацию при экспорте может подавать любой экспортер. Мы умышленно на это пошли, потому что экспорт представляет для нас минимальный риск. Очень небольшая группа товаров облагается вывозными пошлинами, поэтому для экспорта - самые упрощенные процедуры. Что касается импортеров, то периодическое декларирование для некоторых производственных структур просто необходимо. Например, супермаркеты: у них ежедневно таможню проходит масса машин с мелкими партиями товаров. Мы уже сегодня даем возможность использовать периодическое декларирование, и доступ к этой системе не такой сложный. Периодическое декларирование может являться элементом упрощенной процедуры, но мы позволяем пользоваться такой привилегией и тем, кто не вправе переходить на упрощенный таможенный режим.
      - В новом кодексе предусмотрены бесплатные консультации участникам ВЭД по таможенному законодательству. Как они будут происходить и какие юридические последствия будут иметь?
      - Прежде всего будут разъясняться положения таможенного законодательства, разобраться в котором самостоятельно довольно сложно. В ТК РФ, например, нет таможенного тарифа, вы не узнаете из него, какую пошлину платить за тот или иной товар, не известно, нужна ли лицензия и т. п. А ведь за непредставление такой лицензии могут привлечь к административной ответственности.
      Что касается юридических последствий этих консультаций, то, безусловно, если таможенник дал неправильный совет, это не значит, что вы должны ему следовать, получив индульгенцию на нарушение законов. Но в кодексе есть запись о том, что привлекать к ответственности за действия, которые совершены в результате недостоверной консультации, нельзя.
      - Даже если консультация устная?
      - То, что вы получили неверную устную консультацию, придется доказывать, так что лучше обращаться с письменными запросами. Но если вам срочно нужна информация, решайте сами, верить специалисту на слово или все же не рисковать.
      Есть еще один момент: государство возмещает убытки, которые понесет импортер (экспортер) в результате недостоверной консультации. Иными словами, если вы поступили, как сказал таможенник, и это привело к задержке груза, то вас нельзя привлечь к ответственности и убытки возмещает казна. Такого положения больше нет ни в одном законе. Поэтому мы, с одной стороны, гордимся этой нормой как реальным юридическим механизмом, направленным на защиту интересов бизнеса. С другой стороны, это жуткая головная боль. Ведь мы еще не знаем, как наладить эту работу и каким образом чиновники будут нести ответственность за ее результаты.
      - Где можно будет получить консультацию?
      - Я думаю, вы и ваши читатели понимаете, что на первых порах мы не разрешим всем таможенникам давать такие консультации, поскольку персонал пока недостаточно подготовлен. Будут созданы информационные центры, куда можно будет обратиться, в том числе и по электронной почте. Граждане смогут получить необходимую информацию там, где они пересекают границу: на аэровокзалах, в портах и т. д. А для юридических лиц скорее всего мы организуем отдельные консультационные центры, в которых будут работать специально аттестованные специалисты.
      - Как изменится со вступлением в силу нового Таможенного кодекса деятельность таможенных брокеров?
      - По действующему ТК РФ таможенный брокер -это посредник, который ведет деятельность от собственного имени. С 1 января 2004 года он будет работать от имени клиента. Это ключевой момент. Дело в том, что сейчас наряду с брокерами, получившими лицензии и прошедшими все необходимые процедуры допуска к этому рынку, существует огромное количество мелких фирм, которые занимаются теми же операциями, но от имени клиента и без лицензии. Их деятельность абсолютно легальна, потому что лицензия нужна, только когда декларируешь товар от собственного имени. Однако они не несут никакой ответственности ни перед клиентом, ни перед таможней. При этом через лицензированных таможенных брокеров на сегодняшний день проходит только чуть более 30 процентов таможенных деклараций. Получается, что большая часть рынка посреднических услуг в сфере ВЭД сейчас находится в тени. А с введением нового кодекса ситуация должна измениться. Кроме того, по новому кодексу брокер должен перечислять таможенные платежи, выступая в роли налогового агента, а также через договор поручительства быть финансовым гарантом своего клиента. С нового года, чтобы стать таможенным брокером, необходимо числиться в реестре таможенных брокеров, в то время как раньше для этого нужна была лицензия. Чтобы попасть в реестр, необходимо, во-первых, иметь в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению, которые сдали квалификационный экзамен на знание таможенного законодательства, а во-вторых, быть платежеспособным.
      - Почему так важен критерий платежеспособности?
      - Лозунг нового кодекса - снять административные барьеры, но при этом - есть такое модное словечко, не знаю, насколько оно применимо, - захеджировать интересы государства, то есть подстраховаться. Брокера обяжут вносить таможенные платежи, а также выступать в роли финансового гаранта своего клиента через договор поручительства. Если по поручительству, выданному брокером, его клиент нарушит взятые на себя обязательства, если брокер неправильно рассчитал таможенные платежи, мы должны быть уверены в том, что брокеру есть чем расплатиться с государством и бюджет получит все деньги сполна.
      - Получается, что вступление в силу нового кодекса должно напугать многих «некредитоспособных» посредников?
      - Она напугает только тех, кто не хочет отвечать за свою работу. Ведь по новому Таможенному кодексу брокер должен застраховать свою ответственность. Не секрет, что некоторые фирмы создаются для того, чтобы провести одну-две сделки, а потом исчезают. То же самое может быть и с таможенным брокером. Причем это проблема не только для нас, но и для Министерства по налогам и сборам. На условиях доверия мы готовы работать только с крупными компаниями. Я понимаю, что это не вписывается в программу поддержки малого и среднего бизнеса. Но не понимаю, почему мы должны работать с малыми предприятиями там, где речь идет о многомиллионных суммах бюджета и таких государственных интересах, как экономическая безопасность, обороноспособность и т. д.
      - А как быть тем брокерам, чьи лицензии к 1 января еще будут действовать? Не аннулируют ли их?
      - По переходным положениям кодекса, если брокер внесет обеспечение, он сможет продолжать свою деятельность.
      - До 1 октября ГТК России должен разработать механизмы действия нового Таможенного кодекса. Какие документы в ближайшее время подготовит комитет?
      - Уже готова инструкция о порядке заполнения ГТД, в которой определены все основные правила ее заполнения, а также правила оформления таможенных процедур. Кроме того, сейчас дорабатывается приказ о перечне документов, представляемых при таможенном оформлении.
      Надо сказать, что работа над кодексом шла три с половиной года. В 2001 году поправки правительства были внесены в Госдуму, и тогда был определен срок вступления в силу ТК РФ -1 января 2004 года. Мы не рассчитывали, что кодекс пройдет через Думу быстро, но и не ожидали, что он будет так долго обсуждаться. Думали, что обсуждение продлится около года и у нас год-полтора останется на то, чтобы разработать механизмы. Получилось наоборот: полтора года его держали в Думе и в нашем распоряжении осталось всего полгода.
      - Есть ли уже претензии к новому кодексу?
      - Да, есть. Одна из них, по мнению Минэкономразвития, - необходимость привести ТК РФ в полное соответствие с ТРИПС.
      - Что такое ТРИПС и почему этот вопрос так волнует Минэкономразвития?
      - ТРИПС - торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности. Таможенные органы могут вмешиваться в перемещение товара через границу для содействия правообладателю по защите прав интеллектуальной собственности в двух случаях. Первый - когда правообладатель интеллектуальной собственности (например, торговой марки) просит нас об этом, второй - когда мы действуем по собственному усмотрению. По первому аспекту все в порядке, это в кодексе есть. Второй вызывает вопросы у депутатов. Я говорила, что в новом Таможенном кодексе существенно сокращены сроки выпуска товаров в свободное обращение на территории России. Наша работа по защите прав интеллектуальной собственности заключается в том, что мы задерживаем подозрительный товар и сообщаем об этом правообладателю. Если об этом просит сам правообладатель, он и будет покрывать убытки импортеру, который окажется невиновным. Когда мы действуем по своему усмотрению, импортеру никто издержек не возмещает. В подозрительных случаях мы вправе приостанавливать растаможку товара на ю рабочих дней (это две недели). Затем, если мы ничего не обнаружим, просто возвращаем товар. Это правомерная задержка, и госорганы не несут за нее никакой ответственности, даже если ее необходимость не подтвердилась.
      - А что не нравится депутатам?
      - По их мнению, позиция ГТК сводится к тому, что любой товар можно задержать на таможне на две недели, поскольку он так или иначе несет на себе хоть какой-то признак интеллектуальной собственности: оригинальный дизайн, товарный знак и т. п. Получается, в кодексе записали три дня, а под видом «контрафактности» можем продлевать до десяти? Депутаты говорят, что нельзя наделять таможню такими безграничными полномочиями. Минэкономразвития настаивает на том, чтобы эта норма была восстановлена в кодексе, так как это было в поправках правительства.
      - Это все недоработки?
      - Есть еще небольшие юридические шероховатости, и мы о них знаем. Но я не вижу ни одной серьезной проблемы, которая бы препятствовала применению кодекса с i января 2004 года.
      - Будут ли в перспективе внесены изменения в Таможенный кодекс?
      - Сегодня мы регулируем всю таможенную деятельность нормативными актами ГТК, которых очень много - несколько тысяч. Правила диктуем мы. С 1 января их будет диктовать кодекс - закон прямого действия. Безусловно, правила должны видоизменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Так что совершенствоваться законодательство будет, но таких спешных, срочных поправок ждать не стоит, во всяком случае в осеннюю сессию это маловероятно.
 

Пресс-служба ГТК РФ   
28.10.2003  .
к оглавлению "Таможенный кодекс РФ"
Вход | Регистрация