Таможенные процедуры


Таможенные процедуры





Временный ввоз


Временный ввоз (См. также гл. 37 ТК ТС и гл. 33 Федеральный закона ) - - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В ряде случаев при необходимости использования иностранных товаров на таможенной территории ТС временно, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц на территории ТС и так далее целесообразно использовать таможенную процедуру временного ввоза, предполагающий применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру ( ст. 278 ТК ТС )

Помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров. Под таможенную процедуру временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных ТК ТС в части завершения ранее заявленной таможенной процедуры, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных , при временном ввозе являются: - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения;

- представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

О применении обеспечения уплаты таможенных платежей подробнее изложено в общих положениях.

В соответствии с общими условиями обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов такое обеспечение не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20.000 рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

По общему правилу временный ввоз товаров допускается с полным условным либо частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза. ( См. ст. 282 ТК ТС )

В настоящее время на территории РФ перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 № 599 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147) "О перечне товаров временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов". Этот перечень основывается на международных договорах Российской Федерации в области культуры, кинематографии, спорта, и т.д. Максимальный срок временного ввоза товаров с применением полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно п.1 в указанном постановлении Правительства Российской Федерации, составляет один год.

Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. К категориям товаров относятся следующие ( См. также ст. 282 ТК ТС )

- временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;
- временно ввозимые товары в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
- временно ввозимые товары для оказание международной помощи.

Следует отметить, что в соответствии с приложением В3 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990) в отношении следующих видов многооборотной тары:

- упаковка, если она удовлетворяет требованиям подпункта "b" статьи 1 указанного приложения;

- контейнер, если он удовлетворяет требованиям подпункта "с" статьи 1 указанного приложения;

- поддон, если он удовлетворяет требованиям подпункта "d" статьи 1 указанного приложения,

предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом декларирование таможенному органу таких товаров допускается с использованием вместо таможенной декларации письменного заявления - обязательства об обратном вывозе этих товаров (в отношении поддонов требование мягче: обратно вывезти можно другие поддоны, при условии, что их количество будет равно количеству ранее временно ввезенных и такие поддоны не будут отличаться по своим характеристикам). В соответствии с положениями статьи 5 приложения В3 Конвенции о временном ввозе таможенным органам не предоставлено право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза рассматриваемых видов многооборотной тары не может быть установлен таможенным органом менее полугода.

В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате как если бы товары были выпущены для свободного обращения, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории ТС.

Следует учитывать, что таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларацию. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

Рассчитанная таким образом сумма может уплачиваться как сразу при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (при этом она должна быть умножена на количество календарных месяцев, в течение которых временно ввезенные товары находятся на таможенной территории ТС), так и периодически. Периодическая уплата сумм таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность такой уплаты также определяется этим лицом с согласия таможенного органа. Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода. В настоящее время наибольшее распространение получила ежеквартальная периодичность уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с применением частичного условного освобождения, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенную процедуру временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов на них.

Если сумма таможенных пошлин, налогов, уплаченных при временном ввозе товаров станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза они были выпущены для свободного обращения, происходит изменение статуса товаров. Такие товары считаются выпущенными для свободного обращения, при условии, что к таким товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, применяемые на день помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, отменены. В противном случае такие товары приобретают статус выпущенных для свободного обращения (находящихся в свободном обращении) при условии подтверждения лицом соблюдения таких ограничений экономического характера.

Сроки временного ввоза товаров.

Максимальный срок временного ввоза, установленный п.1 ст. 280 ТК ТС , составляет 2 года. Для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие либо более продолжительные сроки временного ввоза. При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать 2 года, либо срока, определенного Правительством РФ для отдельных видов товаров.

В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории ТС, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории ТС. Для установления такого срока в соответствии с приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 17.02.2010) "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" в таможенный орган дополнительно должны быть представлены сведения о наименовании группировки и кода товаров по общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в случае, если товары временно ввозятся с применением частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации).

Установление срока временного ввоза товаров в размере 34 месяцев предполагает, что по истечении указанного срока, исходя из расчета уплаченных таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от такой уплаты, товары считаются выпущенными для свободного обращения. В этом случае по истечении 34-х месяцев заявление таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления не требуется, повторное декларирование товаров не производится - в таможенной декларации о помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза таможенным органом проставляется соответствующая отметка.

Конкретный срок временного ввоза устанавливается таможенным органом в пределах максимальных сроков временного ввоза, установленных ТК ТС и ТК РФ либо соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом целей и обстоятельств такого ввоза.

Установленный срок временного ввоза по мотивированному запросу лица может быть продлен по решению таможенного органа (таможни, осуществляющей таможенный контроль за временно ввезенными товарами) в пределах максимальных сроков. Таможенный орган принимает решение о продлении срока временного ввоза при отсутствии нарушений требований и условий, установленных ТК ТС и ТК РФ в отношении таможенной процедуры временного ввоза.

Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры временного ввоза, включающих выдачу таможенным органом разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза, продление заявленного срока временного ввоза, передачу временно ввезенных товаров иному лицу, а также приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза установлен приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 (в ред. Приказа ФТС РФ от 13.09.2007 N 1129) "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры временного ввоза"

Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза выдается таможенным органом, обладающим компетенцией на совершение выпуска временно ввозимых товаров.

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза выдается таможенным органом путем проставления штампа "Выпуск разрешен" и иных технологических отметок на таможенной декларации с заявленной таможенной процедурой временного ввоза и заполненной в соответствии с Правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и (или) выпускаемых для свободного обращения.

Помимо декларации для принятия таможенным органом решения предоставляется заявление лица, образец которого приведен в вышеуказанном приказе. Данное заявление рассматривается для таможенных целей в качестве обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

В соответствии с приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010)"Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза дополнительно представляются следующие документы и сведения:

- документы и сведения о цели временного ввоза товаров;

- сведения об идентификационных признаках товаров;

- документы и сведения, обосновывающие применение полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов со ссылкой на конкретный международный договор Российской Федерации или нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, если такое освобождение допускается в соответствии с правовыми актами Российской Федерации;

- обязательство об обратном вывозе временно ввозимых товаров, составленное в произвольной письменной форме, и иные гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе документы, подтверждающие наличие обеспечения уплаты таможенных платежей);

- планы и программы проведения мероприятий с использованием товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (такие как: программы научных работ или учебного процесса, в которых предусмотрено использование указанных товаров, планы и программы испытаний, проверок, экспериментов с использованием указанных товаров);

- заявление о предполагаемых сроках временного ввоза товаров, составленное в произвольной письменной форме;

- документы и сведения, свидетельствующие о соблюдении требований ранее заявленной таможенной процедуры, (в случае помещения под таможенную процедуру временного ввоза товаров, ранее помещенных под иные таможенные процедуры);

- иные документы и сведения, которые декларант сочтет необходимым представить для целей заявления таможенной процедуры временного ввоза и установления таможенным органом запрашиваемого лицом, заявляющим таможенную процедуру, срока временного ввоза.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения возможен только при несоблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Следует отметить, что ТК ТС не установлены ограничения на применение таможенной процедуры временного ввоза исходя из характера гражданско-правовых отношений российского лица - заявителя таможенной процедуры с иностранцем. Так, помещение под таможенную процедуру временного ввоза возможно как товаров, ввозимых в рамках договоров аренды, лизинга, так и в соответствии с договором купли-продажи (поставки). Возможно также и использование агентского договора и договора комиссии. ( См. также ст. 186 ТК ТС )

Таможенная процедура временного ввоза предполагает применение ограничений по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. К таким ограничениям относятся ( ст. 279 ТК ТС )

- пользование временно ввезенным товаром только лицом, получившим разрешение на временный ввоз;

- временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). В целях соблюдения лицом данного требования с временно ввезенными товарами допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания товаров в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенную процедуру временного ввоза.

В случае возникновения необходимости передачи права пользования временно ввезенными товарами иному лицу,такая передача допускается в двух случаях:

- в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;
- в иных случаях - с разрешения таможенного органа.
При этом лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно обладать достаточными полномочиями в отношении указанных товаров, чтобы выступать в качестве декларанта в соответствии с ТК ТС. Передача временно ввезенных товаров иному лицу допускается таможенным органом, если:

- это лицо берет на себя обязательство перед таможенными органами по соблюдению всех условий и ограничений таможенной процедуры временного ввоза;

- лицо, первоначально получившее разрешение на временный ввоз товаров, уплатило таможенные пошлины, налоги за период, использования им товаров в таможенной процедуре временного ввоза, если к товарам применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- если соблюдение требований и ограничений таможенной процедуры временного ввоза обеспечивается гарантиями, то лицо, которому передаются временно ввезенные товары, должно оформить соответствующие документы на свое имя.

В случае выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров иному лицу, указанное лицо со дня выдачи такого разрешения приобретает права и несет обязанности, установленные ТК ТС для лица, получившего разрешение на временный ввоз.

Приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза производится в случаяхслучаях указанных в ст. ст. 281 ТК ТС

- наложения ареста на временно ввезенные товары или их изъятия в соответствии с законодательством РФ;

- помещения временно ввезенных товаров на таможенный склад в соответствии с пунктом 3 статьи 230 ТК ТС;

- по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

В данном случае, как представляется, законодатель допустил определенного рода неточность. Так, помещение товаров на таможенный склад невозможно без заявления в отношении них таможенной процедуры таможенного склада (смотри следующий раздел), то есть, по своей сути, этот вид приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза представляет собой третий случай приостановления - помещение товаров под иные таможенные процедуры, не предусматривающие выпуска для свободного обращения.

Вышеуказанная неточность может иметь достаточно серьезные правовые последствия, поскольку за период приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза лицо не платит периодические таможенные платежи, и срок приостановления не включается в общий срок временного ввоза товаров.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 (в ред. Приказа ФТС РФ от 13.09.2007 N 1129) "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" для приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза лицо должно подать в таможенный орган не только ГТД с заявленной таможенной процедурой, но заявление на приостановление. При отсутствии такого заявления факт декларирования временно ввезенных товаров в соответствии с иной таможенной процедурой рассматривается как завершение действия таможенной процедуры.

В соответствии с ТК РФ после окончания срока приостановления действие таможенной процедуры временного ввоза возобновляется автоматически. Указанное обстоятельство следует всегда принимать во внимание, поскольку с момента возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза лицо, получившее разрешение на временный ввоз, обязано уплачивать периодические таможенные платежи.

При возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза не начисляются и не уплачиваются.

Завершение действия таможенной процедуры временного ввоза осуществляется ( ст. 281 ТК ТС )

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, установленных ТК ТС.

Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории ТС влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенную процедуру реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе страны-участницы ТС. В любом случае следует учитывать, что для таможенного оформления помимо таможенной декларации с заявленной таможенной процедурой реэкспорта требуется предоставление документов и сведений, необходимых для помещения товаров под выбранную таможенную процедуру, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой, утвержденного приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010) "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории ТС в виде подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенной процедуры, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории ТС, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранной таможенной процедурой, поскольку в данном случае таможенная процедура реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующей таможенной процедуры.

При выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения, за исключением случаев выпуска по истечении 34-х месяцев временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, периодические таможенные платежи подлежат зачету в счет платежей, которые уплачиваются при выпуске для внутреннего потребления при этом за весь период применения частичного освобождения подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Особенности временного ввоза с применением карнетов АТА.

В соответствии с Конвенцией о временном ввозе (Стамбул, 1990) при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться "документ о временном ввозе" - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.

Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА.

На территории РФ фактически применяется такой документ о временном ввозе после издания Постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений".

Временный ввоз товаров с применением карнетов АТА предполагает использование заполненного бланка данного карнета при временном ввозе и обратном вывозе товаров под гарантию Торгово-Промышленной Палаты РФ. При временном ввозе таких товаров таможенными органами не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенное оформление товаров, временно ввозимых с применением карнетов АТА, производится в сжатые сроки.

Одной из существенных проблем, связанных с применением карнетов АТА в РФ, является небольшое количество таможенных органов, которые наделены компетенцией по совершению таможенных операций с такими товарами. Действующий в настоящее время перечень таких таможенных органов установлен Приказом ФТС РФ от 07.07.2010 N 1268 (ред. от 18.11.2010) "Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА".




Вход | Регистрация