Таможня * Грузы * Транспорт


Расходы на доставку товара и о НДС

16.11.05

Расходы на доставку товара и о НДС

Изменение налогообложения при обмене товарами с Республикой Беларусь с 1 января 2005 года до сих пор вызывает вопросы у плательщиков НДС. При импорте товара из Беларуси после пересечения товаром границы России у российского покупателя возникли расходы на доставку товара до места назначения. Все расходы, связанные с доставкой товара до границы, оплатила белорусская сторона, и они включены в стоимость товара. По России товар доставлялся по железной дороге. Железная дорога выставила организации счет-фактуру за указанную перевозку по России с НДС. Надо ли этот налог включать в стоимость товара, импортируемого из Беларуси?

Налоговики отвечают, что эта сумма налога увеличивает облагаемую НДС стоимость товара. Основанием является особый порядок налогообложения, установленный Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Соглашение).

Соглашением не предусмотрено, что при определении налоговой базы транспортные расходы уменьшаются на сумму НДС. Давайте разберемся с этой ситуацией.

В общем случае при ввозе товаров на таможенную территорию России налоговая база по НДС определяется импортером-налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ. Налоговая база равна сумме таможенной стоимости импортируемых товаров, уплачиваемой при ввозе таможенной пошлины, и подлежащих уплате акцизов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 160 НК РФ).

Однако, в связи с отсутствием таможни на границе с Беларусью, для начисления НДС при ввозе товаров в Россию был установлен особый порядок. Налог уплачивается импортером на территории России (статья 3 Соглашения). Налоговой базой является стоимость импортируемых товаров, включая затраты на транспортировку и доставку товаров, увеличенная на сумму подлежащих уплате акцизов (п. 2 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь – приложения к Соглашению).

Вне всяких сомнений нормы Соглашения преобладают над нормами Налогового и Таможенного кодексов РФ, так как Соглашение является международным договором (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Однако по общему правилу основными составляющими таможенной стоимости товара, определяемой при ввозе товара на таможенную территорию России, является цена товара по сделке купли-продажи и расходы по доставке товара на таможенную территорию РФ (п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе»).

Согласно Положению о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Россией и Беларусью основные составляющие таможенной стоимости товара те же: цена товара и расходы по его доставке. Но в отношении расходов по доставке товара не уточнено, расходы по доставке до какого места на территории России следует учитывать при формировании налоговой базы по НДС.

По нашему мнению, налог на добавленную стоимость вообще не должен начисляться импортером белорусского товара на расходы по транспортировке этого товара по территории России. Ведь транспортировка товара по территории нашей страны не входит в понятие «импорт товара». Поэтому налогообложение перевозок товара по территории России не подлежит регулированию Соглашением.

Согласно нормам главы 21 НК РФ при транспортировке НДС подлежит уплате компанией, оказывающей транспортные услуги. В рассматриваемом вопросе – железной дорогой. А покупатель услуг – импортер товара может его предъявить к вычету в общем порядке.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку Соглашение действует только с 1 января 2005 года, арбитражная практика по этому вопросу еще не сформировалась. Приведенная выше аргументация вряд ли найдет позитивный отклик у налоговых органов. Поэтому каждой организации, импортирующей товар из Беларуси, следует сопоставить НДС, начисленный с суммы расходов на транспортировку товара по территории России (с НДС), с возможными судебными издержками.

Замена поврежденного оборудования

Ситуация: компания приобрела оборудование и предъявила к вычету НДС по нему. Оборудование использовалось в деятельности, облагаемой НДС. В ходе использования оборудование было повреждено третьим лицом (далее – организация). Повреждения оборудования привели к невозможности его дальнейшего использования и выбытию из активов компании. Организация в добровольном порядке возместила убытки компании в натуре, то есть путем предоставления аналогичного оборудования. Чтобы ответить на вопрос, подлежит ли обложению НДС передача нового оборудования организацией, налоговики рассматривают два случая:

– был произведен обмен – поврежденное оборудование было передано организации, а новое оборудование было передано компании взамен поврежденного;

– новое оборудование было передано не взамен поврежденного, но в погашение претензии, выставленной компанией.

В первом случае компании следует восстановить НДС по выбывшему оборудованию, а организации следует заплатить НДС со стоимости вновь передаваемого оборудования. При этом принять к вычету данный НДС компания сможет лишь в части восстановленного НДС.

Во втором случае НДС компании также следует восстановить. Однако платить НДС организации не надо, поскольку это не реализация оборудования, а операция по «возмещению понесенных расходов (убытков)».

Проблему восстановления НДС с недоамортизированной части выбывшего оборудования рассматривали суды различного уровня в течение нескольких лет. Арбитражные суды неоднократно указывали, что налоговое законодательство не требует восстанавливать НДС с недоамортизированной части выбывшего оборудования (см., например, постановление ФАС СЗО от 30.07.03 по делу № А56-38001/02).

Новые положения статьи 170 НК РФ, вступающие в силу 1 января 2006 года, предусматривают различные основания для восстановления НДС по недоамортизированной части оборудования. Среди этих оснований отсутствует случай повреждения оборудования, которое привело к невозможности его дальнейшего использования. По нашему мнению, в таком случае восстанавливать налог не надо.

Что касается начисления НДС при передаче оборудования, то, по нашему мнению, если организация приобрела оборудование, а затем передала его в собственность компании, то объект обложения НДС будет, поскольку будет переход права собственности на оборудование (п. 1 ст. 39 и подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Признание реализации операцией, облагаемой НДС, не зависит от того, было поврежденное оборудование передано организации или нет. Исключение – случай, когда организация заключает с продавцом оборудования договор купли-продажи в пользу третьего лица – компании. Тогда счет-фактуру на приобретенное оборудование компании выдаст продавец.

Таким образом, мы полагаем, что компания может не восстанавливать НДС по недоамортизированной части выбывшего оборудования и предъявить НДС по вновь полученному оборудованию к вычету. При этом напоминаем, что свою правоту придется доказывать в суде.

Учет, налоги, право 15.11.05




К оглавлению