Таможня * Грузы * Транспорт


Экспортный НДС и причины отказов

11.04.05

Экспортный НДС и причины отказов

Документы, подтверждающие экспортный НДС, инспекторы проверяют с особой тщательностью. И если найдут хоть какие-то погрешности, в возмещении налога откажут. Но имейте в виду: большинство придирок судьи считают безосновательными. Предлагаем вашему вниманию перечень самых распространенных «нарушений» с их последующим разоблачением.
Свирепствовать в проверках экспортного НДС инспекторов заставляет простая причина. Дело в том, что, подтвердив экспорт, фирма сразу же оказывается в выгодном положении. С одной стороны, она может не платить НДС с выручки от продажи товаров, с другой – получает право поставить к вычету налог, уплаченный поставщикам.
Для этого в инспекцию нужно сдать такие документы: налоговую декларацию (п. 6 ст. 164 НК), внешнеторговый контракт, банковскую выписку, грузовую таможенную декларацию, копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни (п. 1 ст. 165 НК). Эти бумаги подтверждают факт экспорта.
А непосредственным основанием для вычета являются счета-фактуры поставщиков и платежные документы на оплату их договоров (п. 1 ст. 172 НК).
Рассмотрим каждый из этих документов по порядку.

Внешнеторговый контракт

Экспорт начинается именно с него. На что обращают внимание инспекторы в этом документе?

Ситуация 1. Контракт с зарубежным партнером заключен по факсу.
Мнение инспектора. Письменной формой контракта можно признать только сообщения по телеграфу или же телетайпу. Об этом сказано в Венской конвенции 1980 года (ст. 13 – прим. ред.).
Что делать экспортеру. Разберитесь, что написано в вашем контракте по поводу системы права, которая распространяется на ваши договорные отношения. Если это законы России, то претензии инспекторов несостоятельны. Ведь наш Гражданский кодекс допускает факсимильные договоры (п. 2 ст. 434 ГК). Если же вы выбрали право страны контрагента, то поинтересуйтесь, что сказано по поводу факсовых договоров в законах этого государства. Если ничего, то посмотрите, является ли партнер участником Венской конвенции. Если да, то вам не повезло. Формально инспекторы правы.
Однако и в этом случае оспорить их решение шанс есть. Например, некоторым фирмам в суде помог довод, что факсовые сообщения более достоверны, чем телеграфные. Правда, для этого им пришлось предоставить заключение специалистов в области связи (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/685-03, ФАС Центрального округа от 17 мая 2004 г. № А68-АП-180/12-03).

Ситуация 2. Условием контракта предусмотрено, что право собственности на товар переходит до того, как он пересечет границу.
Мнение инспектора. Экспорта не было вовсе – товар продан на территории России.
Что делать экспортеру. Используйте для защиты аргумент, который помог в суде одной московской фирме: «Данные обстоятельства имеют значение для гражданско-правовых отношений, а не налоговых» (постановление ФАС Московского округа от 3 ноября 2004 г. № КА-А40/9981-04).

Ситуация 3. Сумма контракта больше стоимости фактически отгруженного на экспорт товара.
Мнение инспектора. Экспорт не доказан.
Что делать экспортеру. Напомните инспекторам, что право на вычет по НДС не зависит от того, исполнен контракт полностью или нет (постановление ФАС Московского округа от 16 ноября 2004 г. № КА-А40/10527-04-П).


Выписка банка

Этот документ говорит о том, что деньги от покупателя-иностранца действительно пришли на расчетный счет экспортера.

Ситуация 1. В выписке не указаны дата и номер контракта и нет наименования самого товара.
Мнение инспектора. Платежный документ не подтверждает оплату за конкретный товар, отгруженный по контракту с иностранным покупателем.
Что делать экспортеру. Обратите внимание инспекторов на то, что сведений о контракте и товаре в стандартной банковской выписке не бывает (см. Положение Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П). А чтобы избежать споров, предоставляйте им другие платежные документы, в которых нужные им данные есть. Например, межбанковские сообщения (свифты). Тогда у инспекции не будет повода придраться (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. № Ф04-5267/2004).

Ситуация 2. Деньги за экспортный товар платит не их непосредственный покупатель, а третья фирма.
Мнение инспектора. Из банковской выписки не видно, что деньги поступили от покупателя экспортного товара.
Что делать экспортеру. Найдите документ, подтверждающий, что иностранный покупатель поручил оплату договора третьему лицу. Если вы изначально предусмотрели это в контракте, укажите инспекторам на соответствующий пункт.
Кроме того, покажите им свифт-сообщения на поступление денег за экспортированные товары. В них обычно указывают иностранного покупателя, за которого сделан платеж, и реквизиты контракта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. № А56-48793/03).
Если в контракте про третьих лиц ничего не сказано, попросите зарубежного партнера прислать вам письмо о том, что оплату по контракту будет производить другая фирма. Выписка банка, свифт и письмо подтвердят поступление вам экспортной выручки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2004 г. № А56-23573/04, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 августа 2004 г. № Ф04-5294/2004).

Ситуация 3. В выписке указано, что деньги поступили не со счета межфилиальных расчетов Центробанка (счет 30302 – прим. ред.).
Мнение инспектора. Невозможно установить, что деньги поступили именно от иностранного покупателя.
Что делать экспортеру. Обратите внимание, что банки, имеющие сеть филиалов, зачисляют деньги на транзитные валютные счета клиентов через обобщающие счета межфилиальных расчетов. Такой порядок предусмотрен в приказе Центробанка от 18 июня 1997 г. № 02-263. Поэтому данные в выписке достоверны. А доказать, что плательщик – это именно иностранный партнер можно, показав инспекторам свифт-сообщения.

Ситуация 4. В дополняющих выписку свифт-сообщениях и в контракте указаны разные реквизиты иностранного покупателя.
Мнение инспектора. Фактическое поступление валютной выручки от покупателя не подтверждено.
Что делать экспортеру. Выясните, из-за чего возникло расхождение в реквизитах. Это может случиться, например, из-за того, что в контрактах указано не местонахождение фирмы-партнера, а адрес, где у контрагента находится почтовый абонентский ящик для переписки. В этом случае придирки инспекторов необоснованны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2004 г. № А56-14272/04).

Ситуация 5. Свифт-сообщения не переведены на русский язык.
Мнение инспектора. Все первичные документы должны быть сопровождены построчным переводом. Этого требует пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).
Что делать экспортеру. Напомните инспекторам, что эти свифт-сообщения являются всего лишь дополнительными документами. Представлять их вы не обязаны (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 г. № А56-9069/04).


Грузовая таможенная декларация

ГТД подтверждает: товар официально покинул нашу родину.

Ситуация 1. На декларации нет штампа с наименованием таможни.
Мнение инспектора. Не выполнено требование статьи 165 Налогового кодекса.
Что делать экспортеру. В Налоговом кодексе не сказано, какие именно отметки таможни должны быть на экспортных документах. А вот в приказе ГТК от 21 июля 2003 г. № 806 они перечислены. Это штампы «Выпуск товара разрешен», «Товар вывезен» и оттиск номерной печати сотрудника таможни. Эти штампы и подтверждают, что товар действительно покинул пределы России. Никакие другие отметки инспекторы требовать не вправе (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. № А56-14310/04).

Ситуация 2. В ГТД не расшифрованы фамилии должностных лиц таможни.
Мнение инспектора. Неправильно заполненные документы не могут подтверждать экспорт.
Что делать экспортеру. Отдельные недостатки в оформлении документов не повод для отказа в возмещении. Они еще не свидетельствуют о том, что экспорта не было (постановление ФАС Московского округа от 17 сентября 2004 г. № КА-А40/8242-04).


Копии транспортных или товаросопроводительных документов

Эти документы дополняют данные грузовой таможенной декларации. Они развеивают все сомнения в том, что отгрузка товара на экспорт состоялась.

Ситуация 1. Копии документов неправильно заверены.
Мнение инспектора. По таким документам НДС не возмещаем.
Что делать экспортеру. Действительно, копии документов должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером фирмы. Об этом сказано в пункте 3 письма МНС от 5 апреля 2002 г. № 03-3-06/ 893/32-Н435.
Но даже если вы нарушили это условие, это еще не является причиной считать ваш экспорт недоказанным (постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2004 г. № КА-А40/10032-04). Обнаружив такие ошибки, инспекторы должны сообщить вам об этом и попросить их исправить (ст. 88 НК).

Ситуация 2. По товаротранспортным документам груз получил не покупатель, а другая фирма.
Мнение инспектора. Экспорт не доказан.
Что делать экспортеру. Если ваш иностранный покупатель поручает получение груза другой фирме, старайтесь предусмотреть это в условиях контракта либо в дополнительном соглашении к нему. Тогда информация в товаросопроводительных документах придет в соответствие (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2005 г. № А56-10176/04).

Ситуация 3. На документе нет обязательной отметки таможни.
Мнение инспектора. Не выполнено требование статьи 165 Налогового кодекса.
Что делать экспортеру. Посмотрите, есть ли аналогичная отметка на ГТД. Если да, то ее отсутствие на товаросопроводительных документах можно расценивать как незначительное нарушение. Только на его основании отказать вам в возмещении налога не могут (постановления ФАС Московского округа от 25 сентября 2003 г. № КА-А40/7152-03, от 16 июля 2005 г. № КА-А40/4649-03 и т. п.).


Счет-фактура и платежные документы

Проблемы экспортеров с этими документами в основном те же, что и у внутрироссийских продавцов. Это бесконечные придирки к тому или иному реквизиту счета-фактуры, запреты на вычет, если в платежке не выделена сумма НДС или при расчетах заемными средствами, обвинения в недобросовестности и т. п.
Кроме того, инспекторы могут заподозить, что у фирмы, которая поставляла товар экспортеру, фиктивный ИНН (об этом «Расчет» рассказывал в октябрьском номере на стр. 76). О том, как бороться с претензиями инспекторов в таких случаях, мы уже много раз рассказывали. Поэтому останавливаться на этом не будем. Напомним лишь, что у экспортеров эти документы инспекторы проверяют с особым усердием.
 
Анна Мишина, Расчет
11.04.2005




К оглавлению