Таможня * Грузы * Транспорт


Сложности "упрощенки"

21.06.04

Сложности "упрощенки"

Есть в новом Таможенном кодексе статья под номером 68 - "Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц". Кто такие "отдельные лица", прописано в той же самой статье: те, кто осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет, ведет систему учета "в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела", позволяющую таможенным органам проверять сведения о товарах постфактум, после таможенного оформления. Третье требование к потенциальному пользователю "упрощенки" - не иметь на день обращения в таможенный орган с просьбой о применении упрощенных процедур "вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела". В общем, пользоваться "упрощенкой" потенциально имеют право те, кого таможенники называют "добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности".
Чтобы получить разрешение на применение упрощенных процедур, нужно обратиться в таможенный орган с письменным заявлением, в котором должны быть указаны сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Также необходимо предоставить обязательство (в письменной форме) вести систему учета своей коммерческой документации все тем же "способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров". И, наконец, письменное согласие "обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета".
Самих специальных упрощенных процедур в статье предусмотрено немного: периодическое декларирование, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенного оформления и хранение товаров на своих складах.

Упрощенный ввоз

Прохождение товаров через таможню обычным способом выглядит следующим образом. После прибытия товаров из-за границы они должны быть размещены на так называемых СВХ - складах временного хранения. За это импортеру приходится либо платить за хранение на чужом складе, либо получать лицензию на собственный, что стоит немалых денег. Также необходимо внести обеспечение уплаты таможенных платежей плюс оплатить страховку. Как правило, с момента прихода товара на СВХ до принятия грузовой таможенной декларации (ГТД) таможней проходит несколько дней - нужно дождаться, пока придет необходимый пакет документов, после чего декларация заполняется и относится на таможню. На ее проверку тоже уходит определенное время (по новому Таможенному кодексу - максимум три дня). В итоге, пока таможня дает свое "добро", ввозимый товар может пролежать мертвым грузом, по разным оценкам, одну-две недели.
При "упрощенке" импортеры получают возможность разместить привезенный из-за границы товар на собственном складе. Таможенникам при этом предъявляются транспортные и коммерческие документы, сопровождающие груз, и всевозможные сертификаты и разрешения, подтверждающие, что при импорте были соблюдены все так называемые нормы нетарифного регулирования. Импортер оплачивает таможенные платежи и обязуется в течение 45 дней со дня выпуска товаров предоставить декларацию. Срок этот - предельный. Его могут сократить либо по желанию импортера, либо решением начальника таможни. Таможенники осуществляют выпуск товаров, которые можно запустить в оборот еще до оформления декларации. На практике такой процедурой пользуются предприятия, ввозящие продукцию для своего производства. Например, Магнитогорский металлургический комбинат, в середине мая получивший разрешение на использование таких упрощенных процедур для ввоза сырья (в частности, казахстанской руды).

Таможенная периодика

Еще одна упрощенная процедура - так называемое периодическое декларирование, которое может применяться при регулярном перемещении через границу товаров одним и тем же лицом. Смысл его заключается в том, что декларация представляется не каждый раз, когда товары проходят через границу, а с периодичностью, например, раз в месяц с указанием того, что было ввезено (вывезено) за этот период.
"Периодическое декларирование может применяться вместе с выпуском товара до подачи декларации, - рассказал "Фокусу" начальник отдела перспективных таможенных технологий ГТК России Алексей Друшляков, - что на сегодняшний день невозможно. Это связано с порядком начисления и уплаты таможенных платежей". Проблема заключается в том, что при применении выпуска товаров до подачи декларации таможенные платежи рассчитываются в соответствии с курсами валют на день выпуска товаров, а при периодическом декларировании - на момент подачи декларации. Получается несостыковка: товар выпущен до подачи декларации, платежи уже рассчитаны и уплачены, но при подаче периодической декларации применяются курсы валют и ставки, действующие на день ее подачи.
Периодическое декларирование удобно для экспортеров. "Значительная часть экспортных товаров пошлинами не облагается. Есть, конечно, экспортные пошлины на ряд товаров. Но процедура их уплаты, установленная Таможенным кодексом на основе традиционно сложившейся практики, например при экспорте энергоносителей, не создает серьезных проблем", - говорит менеджер отдела по вопросам таможенного регулирования компании PriceWaterhousCoopers Марина Волкова.

Готовь сани летом

Самая широко рекламируемая таможенниками процедура оформления, которую тоже можно назвать упрощенной (хотя в Таможенном кодексе она в категорию таковых включена не была) - это предварительное декларирование. Название говорит само за себя: заранее зная, что к нему идет товар в определенном количестве, импортер может подать таможенникам ГТД со всеми необходимыми данными. В течение трех дней декларацию должны проверить. Но в любом случае товар не будет выпущен, пока его не предъявят в таможню, куда подавалась декларация. А таможенные платежи рассчитываются и оплачиваются в данном случае на момент подачи декларации. Таким образом, импортер замораживает свои средства на то время, которое понадобится ему для того, чтобы привезти товар, предъявить его таможенникам и довезти потом до места назначения. Если речь идет, например, об одной автофуре с компьютерами общей стоимостью около $250 000, таможенные пошлины, НДС, сборы составят около 60% от стоимости товара. То есть, оформляя всего лишь одну фуру, импортер замораживает недели на две сумму в $150 000. Потому предварительным декларированием выгодно пользоваться лишь крупным компаниям, имеющим постоянные и большие объемы поставок и возможность закладывать замораживаемые суммы в свой оборот.

Странный список

Круг пользователей упрощенными процедурами приблизительно ясен: выпуск товаров до подачи декларации вместе с хранением на собственном складе интересен производителям, использующим иностранное сырье или комплектующие, периодическое декларирование - экспортерам со стабильным грузопотоком, предварительное декларирование - очень крупным фирмам, заинтересованным в непрерывности своих поставок.
На сегодняшний день ГТК выдал разрешения на использование упрощенных процедур 16 компаниям. На согласовании находятся заявления еще 22 фирм. Среди тех, кто получил разрешения, монстров отечественной промышленности нет. Самая заметная компания в списке - Магнитогорский металлургический комбинат. Далее идут такие предприятия, как Волжский трубный завод, фабрика "Большевичка", Петербургский мельничный комбинат, Белозерский леспромхоз, ОАО "Жировой комбинат" (г. Екатеринбург). То есть компании, которые используют импортные сырье или комплектующие в своем производстве и пользуются выпуском товаров до подачи декларации. Любопытный пример - разрешение на применение упрощенных процедур получил Туапсинский морской торговый порт, который использовал "упрощенку" для ввоза купленного за рубежом перегрузочного оборудования.
По оценкам Центрального управления ГТК, в Центральном федеральном округе (который обеспечивает более 30% таможенных поступлений в бюджет) в получении права пользоваться упрощенными процедурами заинтересовано около 300 организаций. Почему же список тех, кто обратился в ГТК за этим, так невелик?
Во-первых, конечно, времени прошло не так уж и много. Во-вторых, каждое заявление рассматривается в Главном управлении ГТК индивидуально. "Наш подход к организациям, которые подают заявления, достаточно осторожен. Мы проверяем, чем они занимаются, какая у них репутация, наличие штрафов и задолженности по уплате платежей, неисполненных штрафов. Проверяем их деятельность в течение трех лет. Некоторые реорганизовывались. Вот у нас из Калининграда обращение от компании, которая до прошлого года работала под одним наименованием, а потом название сменилось, но ИНН остался. В каждом случае подход строго индивидуален", - говорит Алексей Друшляков из ГТК.
Возможность "индивидуальной работы" стала результатом того, что пока механизмы применения "упрощенки", равно как и предоставление права на нее, четко не прописаны. Например, фраза из 68-й статьи Таможенного кодекса о том, что в заявлении должны быть указаны "сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности". И все. Читай как хочешь. Такие вещи должны определяться подзаконными актами. Однако пока попытки ГТК зарегистрировать в Минюсте свои приказы, связанные с реализацией 68-й статьи Таможенного кодекса, сталкивались с правовой несостыковкой: в новом кодексе нет прямого указания на то, что Таможенный комитет имеет право издавать такие документы. Это касается и возможности ГТК определять механизм действия "других упрощенных процедур, предусмотренных кодексом", о которых тоже говорится в 68-й статье. Однако, как сообщил "Фокусу" источник в ГТК, 16 июня Госдума приняла в третьем чтении изменения в Таможенный кодекс. Право на нормотворчество, касающееся упрощенных процедур, получило Минэкономразвития, в ведении которого с недавних пор находится ГТК.
Еще одна серьезная проблема, связанная с осуществлением "упрощенки", - как это ни странно, усложнение отчетности. Дело в том, что за простоту при таможенном оформлении компании придется расплачиваться готовностью быть проверенной в любой момент постфактум. То есть вести специальный учет коммерческой документации. Здесь недомолвок нет: еще в прошлом году ГТК издал приказ, устанавливающий порядок ее ведения.
"В соответствии с этим порядком компания должна вести учет коммерческой документации в разрезе каждой внешнеэкономической сделки по каждой грузовой таможенной декларации. Если в каждой таможенной декларации указано несколько номеров товаров, то еще и по каждому номеру товара. А если в каждом номере товара есть товары различного артикула, различной расфасовки, различных торговых марок, если у них отличаются коммерческие, технические характеристики, то система коммерческого учета должна также быть настолько детально разбита, чтобы обеспечивать учет всех таких товаров. Кроме того, лицо, которое ведет систему учета коммерческой документации, должно вести такой раздельный учет как по товарам, принадлежащим на правах собственности, так и по товарам, которые не принадлежат компании на правах собственности. Все это дает нам основание полагать, что у многих компаний, которые решатся на ведение такой специальной системы учета коммерческой документации, появится достаточно много практических трудностей с ее организацией", - говорит Марина Волкова из Price-WaterhousCoopers. По ее мнению, "административные издержки", связанные с этим, и делают осторожными многих потенциальных импортеров: "Компании, у которых одна-две поставки в месяц, могут без серьезных затрат организовать такую систему учета, сложив все документы в одну папку. А как быть тем, у кого огромные объемы импорта и номенклатура товаров насчитывает несколько сотен наименований? Хотя, возможно, причина кроется и в том, что ряд крупных компаний уже имеет собственные склады временного хранения, и такие формы упрощенных процедур для них уже неактуальны".
Конечно, неопределенностью законодательной базы и сложностями коммерческой отчетности проблемы, связанные с этим таможенным новшеством, не исчерпываются. Есть, например, еще сложности состыковки упрощенных механизмов с требованиями налогового законодательства. Или сложности с технологическим обеспечением декларирования товаров в электронном виде (что тоже можно считать упрощением таможенных процедур). Однако уже на сегодня понятно, кто будет пользоваться "упрощенкой" и кому она вряд ли понадобится. В число ее пользователей вряд ли войдут фирмы, ввозящие на продажу товары народного потребления. А самыми главными ее пользователями станут небольшие предприятия, использующие в производстве ограниченное количество импорта. Учитывая довольно слабые лоббистские возможности этой категории участников внешней торговли, можно предположить, что вопрос о том, насколько "упрощенка" станет массовым явлением, будет зависеть в основном от доброй воли ГТК и Минэкономразвития.
 
Русский Фокус




К оглавлению



Войти