Обзоры * Полезная информация

Как импортеру отстоять свои права на таможне

Как импортеру отстоять свои права на таможне

Компания-импортер должна самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимых товаров и уплатить с этой стоимости таможенные платежи. Сотрудники таможни нередко не соглашаются с заявляемой импортером таможенной стоимостью, считая, что она рассчитана на основании неполных или недостоверных данных. Как же действовать участнику ВЭД в подобной ситуации? Рассмотрим возможные действия импортера на примере импорта автомобилей.

Как определяется таможенная стоимость ввозимого автомобиля

Импортер автомобилей вправе сам определить таможенную стоимость ввозимой машины, используя один из методов, указанных в Законе о таможенном тарифе (ст. 18).
Импортеры автомобилей, работающие напрямую с фирмами - производителями машин, для расчета таможенной стоимости ввозимых транспортных средств чаще всего применяют метод "По цене сделки с ввозимыми товарами". При использовании этого метода в цену сделки помимо стоимости товара включаются расходы импортера по сделке, в частности транспортные расходы, расходы по страховке и т. д. (п. 1 ст. 19 Закона).
Почему чаще всего используется этот метод? Во-первых, это основной (базовый) метод для расчета таможенной стоимости всех ввозимых товаров (ст. 18 Закона). Во-вторых, как правило, этот метод наиболее выгоден импортеру. Если он приобретает машину непосредственно у фирмы-производителя, то зачастую уплачивает самую низкую цену без надбавок посредников. Поэтому при расчете таможенной стоимости машин "По цене сделки с ввозимыми товарами" дополнительные расходы импортера, включаемые им в цену сделки, незначительны. Кроме того, такой метод применяют фирмы-импортеры, которые указаны в приложении к распоряжению ГТК России от 10.07.02 N 440-р, изданном в соответствии с приказом ГТК России N 847.
В приказе N 847 говорится, что ряд фирм (официальные дилеры ведущих производителей импортных автомобилей) вправе декларировать машины в упрощенном порядке, используя первый метод определения таможенной стоимости, если они получили на это разрешение ГТК России.
Остальные методы определения таможенной стоимости используются только в случаях, когда нельзя применять метод "По цене сделки с ввозимыми товарами" (п. 2 ст. 19 Закона; указанные случаи перечислены на с. 49). Причем каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода (п. 2 ст. 18 Закона).
В то же время специфика импорта автомобилей такова, что зачастую не вполне корректно оценивать ввозимые автомобили "По цене сделки с идентичными товарами или однородными товарами", ведь у каждого автомобиля своя марка, класс, ценовой сегмент и т. д.
Именно поэтому сотрудники таможни для проверки правильности определения импортером стоимости товара (это право закреплено в ст. 16 Закона) используют резервный метод: стоимость автомобиля, указанную импортером в декларации, таможня сравнивает с ценой, содержащейся в справочнике "Superschwacke".
Если разница в цене небольшая (до 30%), таможня может согласиться с заявляемой декларантом таможенной стоимостью товара. Однако зачастую разница больше - ведь в справочнике "Superschwacke" указаны розничные цены, а декларант обычно покупает машины по оптовой цене. В этом случае таможня стремится не только отказать импортеру в выбранном им способе определения и в заявляемом размере таможенной стоимости, но и самостоятельно определить цену на автомобиль по справочнику.
Например, на практике достаточно часто таможня считает документы, представленные импортером, неполными или недостоверными. В этом случае сотрудники таможни предлагают импортеру сделать условную оценку стоимости ввозимого автомобиля и на ее основании уплатить таможенные платежи (выдержку из соответствующего документа см. на этой странице ниже). Если он соглашается, то после их уплаты будет принято решение об условном выпуске машины, с тем чтобы в течение определенного времени импортер представил таможне дополнительные документы, подтверждающие правильность заявленной им таможенной стоимости. Если же импортер не соглашается сделать условную оценку, то ему придется отстаивать свои права в вышестоящих инстанциях, вплоть до ГТК России. И до тех пор, пока они не решат, можно ли принять заявленную импортером таможенную стоимость автомобилей, машины останутся на таможне.
Заявить о неверно определенной таможенной стоимости товара таможенники могут и после его выпуска в свободное обращение - в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД либо по результатам таможенного контроля. В таком случае импортеру доначисляют таможенные платежи, а также пени за просрочку их уплаты.

Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 05.01.94 N 1

1.3. При невозможности в период таможенного оформления товара принять решение о признании заявленной декларантом таможенной стоимости либо ее обоснованной корректировке таможенным органом, производящим таможенное оформление товара, может быть принято решение об условном выпуске товара. Условный выпуск товара означает, что товар выпускается с условным (временным) определением его таможенной стоимости, процедура установления окончательной величины таможенной стоимости перенесена на период после выпуска товара при условии предоставления декларантом необходимых для этого дополнительных сведений.

Как опровергнуть позицию таможни

Обратите внимание на то, что метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может применяться, если (п. 2 ст. 19 Закона):
- права покупателя на оцениваемый товар ограничены;
- продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости;
- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
- участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не влияет на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
Таможня может отказать декларанту в определении таможенной стоимости автомобиля по цене сделки, руководствуясь одной из указанных причин.
Чтобы знать, что можно противопоставить позиции таможни, рассмотрим каждую причину более детально.
Права покупателя на оцениваемый товар ограничены. Если такие ограничения существуют, они должны фигурировать в договоре между продавцом и покупателем (например, по договору лизинга автомобиль передается лизингополучателю с последующим правом выкупа).
При наличии подобных ограничений необходимо проверить, не относятся ли они к исключениям, которые позволяют применять первый метод.
Например, метод "По цене сделки с ввозимыми товарами" можно использовать, если существующие ограничения практически не влияют на цену товара. К их числу можно отнести требование поставщика об обязательном сопровождении перепродаваемых автомобилей рекламной продукцией фирмы-производителя и т. п.
Продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможня иногда отказывает импортеру в использовании метода "По цене сделки с ввозимыми товарами", используя нечеткость этой формулировки. Между тем наличие таких условий и их влияние на цену сделки должны следовать из содержания договора между сторонами.
Например, в договоре указано: "Продавец устанавливает в контракте цену импортируемых товаров с условием, что покупатель закупит у него определенное количество другого товара". На практике это может означать, что в Россию поставляются автомобили на определенную в договоре сумму, но поставщик ставит условие, что импортер должен дополнительно приобрести у него запчасти, стоимость которых в контракте не оговорена.
Данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Это излюбленное основание таможни для отказа в использовании выбранного декларантом метода.
Для подтверждения таможенной стоимости таможне необходимо представить следующие документы (п. 2.4 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.01.94 N 1):
- учредительные документы лица, перемещающего товары;
- договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);
- счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
- транспортные и страховые документы, если они имеются (в зависимости от условий поставки);
- счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
- таможенную декларацию страны отправления;
- упаковочные листы;
- лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;
- сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др.
В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы и иные документы, например счета за комиссионные, брокерские услуги; бухгалтерская документация; складские квитанции; заказы на поставку; каталоги, спецификации, прайс-листы фирмы-изготовителя; калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар и т. д.
Понятно, что не все перечисленные документы могут быть представлены в силу специфики импорта автомобилей (например, для импорта автомобиля не требуетcя лицензии). В то же время наличие у декларанта экспортной декларации страны-продавца и соответствие данных, указанных в ней, всем остальным документам - это огромный плюс, который, несомненно, надо использовать.
Что же касается достоверности сведений, содержащихся в документах, то при наличии сомнений таможне необходимо доказать их недостоверность.
Участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не влияет на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. Участники ВЭД считаются взаимозависимыми лицами в следующих случаях (подп. "г" п. 2 ст. 19 Закона):
- один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо организации - участника сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
- участники сделки являются совладельцами предприятия;
- участники сделки связаны трудовыми отношениями;
- один из участников сделки владеет вкладом (паем) или голосующими акциями в уставном капитале другого участника сделки, составляющими не менее пяти процентов уставного капитала;
- оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
- участники сделки совместно контролируют (непосредственно или косвенно) третье лицо;
- один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
- участники сделки или их должностные лица - родственники.
Таким образом, если из учредительных и иных документов, представленных декларантом, не следует, что участники сделки являются взаимозависимыми лицами по приведенным выше основаниям, таможня не вправе отказывать декларанту в возможности использования первого метода определения таможенной стоимости. Учтите, что приведенный перечень - закрытый, то есть таможня не может по каким-либо иным основаниям (например, схожесть названий контрагентов) утверждать, что участники сделки взаимозависимы.
Даже если участники сделки взаимозависимы, то и в этом случае можно попробовать доказать, что указанная взаимозависимость не повлияла на цену сделки, например предоставить в распоряжение таможни информацию о рыночных ценах на ввозимый товар для сравнения с ценой сделки.
Таким образом, если сделка не подпадает под указанные ограничения, таможня обязана согласиться с заявленной декларантом таможенной стоимостью автомобиля.
По запросу декларанта таможня обязана в течение трех месяцев письменно разъяснить, почему использованный им метод определения таможенной стоимости не может быть применен (п. 3 ст. 16 Закона). Если импортер не согласен с решением таможни, выход только один - обжалование решения.

Порядок обжалования решений таможенного органа

Решения и действия (бездействие) сотрудников таможни обжалуются в порядке, установленном разделом XIII Таможенного кодекса РФ. Такой порядок включает два этапа: первоначальное и вторичное обжалование.
На первом этапе участник ВЭД вправе обратиться с письменной жалобой к вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий таможенный орган, а при обжаловании действий ГТК России и его должностных лиц жалобу нужно подавать в этот комитет.
Срок для подачи первоначальной жалобы равен трем месяцам со дня получения участником ВЭД уведомления о принятии таможней решения либо совершения действия (ст. 408 ТК РФ). Если сотрудники таможни не уведомили импортера о принятом решении либо не отреагировали на его письменную просьбу о принятии решения по какому-либо вопросу, то этот срок продлевается до шести месяцев.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца. ГТК России может продлить этот срок, но не более чем на два месяца.
Обратите внимание, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия (ст. 412 ТК РФ). На практике это означает, что если импортер обжалует правильность определения таможенной стоимости ввозимых автомобилей сотрудниками таможни, то их не выпустят в свободное обращение до тех пор, пока импортер не согласится с оценкой таможни и не уплатит исходя из нее пошлину либо пока вышестоящая инстанция не примет положительное решение по его жалобе.
Вторичная жалоба подается в суд, где рассматривается по правилам, установленным процессуальным законодательством (ст. 416 ТК РФ).
Конечно, каждый спорный вопрос во взаимоотношениях импортера и таможни обычно решается в индивидуальном порядке. В этой статье мы попытались изложить только общие принципы отстаивания своих прав по вопросам, связанным с определением таможенной стоимости автомобиля.

Фирмы - импортеры автомобилей должны быть "прозрачными" для таможни

Интервью с начальником таможенного поста "СТО Автомобильный" Центральной акцизной таможни ГТК России майором таможенной службы Валерием Дозмаровым
- Какие методы чаще всего применяют декларанты при заявлении таможенной стоимости автомобилей и какие использует таможня, контролируя правильность определения таможенной стоимости?
- Прежде всего отмечу, что метод определения таможенной стоимости выбирает декларант. Метод "По цене сделки с ввозимыми товарами" согласно приказу N 847, как правило, применяется при работе с крупными дилерами.
Специфика работы с таким товаром, как автомобили, заключается в том, что кроме Закона о таможенном тарифе, где перечислены все методы определения таможенной стоимости, существуют зарегистрированные Минюстом России нормативные акты ГТК России. Эти документы устанавливают так называемый контрольный уровень цен на автомобили, ниже которого стоимость ввозимого автомобиля опускаться не может. Один из новейших документов, которым следует руководствоваться в данном случае, - приказ ГТК России N 876.
- Как на практике производится оценка ввозимых автомобилей?
- Допустим, мы берем новый автомобиль, который ввозит не официальный дилер, указанный в специальном перечне, а другая фирма. Чтобы определить правильность указанной в декларации стоимости автомобиля, мы применяем контрольный уровень цен, определяемый на основании цен, указанных в специальных каталогах.
- Иные методы оценки вообще не применяются?
- При импорте автомобилей остальные методы, по мнению самих импортеров, применять нецелесообразно. На практике я с ними не сталкивался.
- А каталоги, которые Вы применяете, рекомендованы ГТК России?
- Да, они приведены в приказе N 876. Мы не можем пользоваться информацией, которая не легализована: я не могу пойти в автосалон, посмотреть, сколько там стоит машина, и на этом основании установить ее цену. Кроме того, в Законе о таможенном тарифе говорится, что в некоторых случаях при определении таможенной стоимости товара нельзя использовать цены, сложившиеся на внутреннем рынке.
Коммерсанты могут упрекать нас в том, что таможня не готова работать в рыночных условиях. Однако хочу заметить, что метод "По цене сделки с ввозимыми товарами" в какой-то мере дискредитирован самими импортерами. Допустим, импортер приходит на таможню. "Какие документы нужны? - Да мы вам сейчас их "нарисуем". Какая печать нужна? - И ее "нарисуем". Так ведь нельзя.
- Что должен сделать импортер, который хочет применить метод "По цене сделки с ввозимыми товарами"?
- Для того чтобы применить этот метод, импортер должен представить максимальное количество документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости. Нас интересует прайс-лист с завода - изготовителя автомобиля, каким образом заключен контракт - напрямую или через посредников, кто осуществлял перевозку, являются ли эти фирмы взаимозависимыми лицами декларанта (если да, то первый метод согласно Закону о таможенном тарифе не применяется), есть ли экспортная декларация и т. д. Если все эти документы имеются, то метод "По цене сделки с ввозимыми товарами" применяется.
Но в любом случае, если стоимость машины ниже уровня контрольных цен и импортер не хочет делать временную условную оценку, он должен обратиться в ГТК России за разрешением применять заявленную им таможенную стоимость. Это установлено соответствующим приказом ГТК России N 512, в котором говорится, что основанием для проведения условной оценки является письменное заявление декларанта.
Другими словами, если цена на машину занижена, мы предлагаем декларанту провести временную условную оценку, исходя из которой он заплатит таможенные платежи и сможет забрать машину, выпущенную из-под таможенного контроля. Импортеру дается два месяца на то, чтобы собрать дополнительные документы для подтверждения правильности применения рассматриваемого метода. Если он представляет эти документы, то производится окончательный расчет исходя из таможенной стоимости, подтвержденной этими документами, и деньги ему возвращаются. Если же документы в установленный срок не представлены, то временная условная оценка признается окончательной и деньги засчитываются в бюджет. Если импортер не согласен с решением таможни, то он не сможет получить машину до тех пор, пока не докажет свою правоту в вышестоящих таможенных органах.
Естественно, что кого-то эти правила не устраивают. Не устраивают потому, что до введения этой системы таможенные платежи по одному ввозимому "Мерседесу" составляли около 15 тыс. долл. США, а сейчас - примерно 21 тыс. долл. США.
Нужно отметить, что упорядочение системы ввоза автомобилей было инициировано и самими западными фирмами - производителями. Неорганизованный ввоз машин в Россию им невыгоден, поэтому они предпочитают работать с официальными дилерами. По мнению представителя автоконцерна DaimlerChrysler, для фирмы имеет значение прежде всего репутация, имя на рынке. Торговля в России не является для них ключевым бизнесом, но неорганизованный импорт автомобилей в нашу страну очень вредит их имиджу. Этот автоконцерн идет по пути компаний "Форд", "БМВ", а также других фирм, которые предпринимают реальные шаги, чтобы сделать рынок продаж в России более цивилизованным.
При импорте автомобилей официальным дилером с завода-производителя на каждую машину приходит инвойс (счет), где детально, с ценами расписана как сама базовая модель автомобиля, так и оборудование, установленное в ней (34 позиции). Инвойс компании, которая не является дилером "Мерседеса", содержит всего-навсего одну строчку - цену. Возникает вопрос: на основании чего сложилась такая цена? Чтобы это выяснить, нужно проводить досмотр, проверять все опции.
В результате разница между реальной и декларированной ценами может составлять 15 тыс. долл. США. Поэтому наша задача - точно и четко фиксировать реальную стоимость машины, сопоставляя ее со стоимостью, заявленной декларантом.
- Означает ли это, что таможенная стоимость ввозимых автомобилей в какой-то мере диктуется крупными производителями, которые продают машины напрямую своим дилерам, а все остальные фирмы, которые не вписываются в эту схему, должны под эти правила подстраиваться?
- Наверное, да. Но это обусловлено в первую очередь желанием навести порядок. Ведь когда "Мерседесы" 500-й и 600-й серий оформляются как автомобили для инвалидов с ручным управлением и по "смешным" ценам - это ненормальная ситуация.
ГТК России стремится создать максимально удобные условия для импортеров, чтобы оформление автомобилей происходило быстро и с наименьшими затратами для обеих сторон, но в то же время фирмы-импортеры должны быть "прозрачными" для нас.
- Значит, в этом случае импортеры будут вынуждены платить большие пошлины?
- Понимаете, коммерсант в нынешней ситуации стоит перед выбором. Либо у него невысокий, но стабильный источник дохода и он может планировать свою дальнейшую деятельность исходя из того, что у него хорошая репутация. Либо он хочет иметь сверхприбыли, не задумываясь, что будет дальше. Нельзя забывать, что несоблюдение законодательства, в том числе при импорте автомобилей, грозит серьезными последствиями.
- А какова ситуация в регионах? Существует ли там специфика деятельности фирм-импортеров?
- Политика таможенных органов едина. Но нужно считаться и с тем, что Московский регион сам по себе финансовоемкий. В то же время стоит обратить внимание, что в Перечне указаны не только московские фирмы. Это и Санкт-Петербург, и Екатеринбург, то есть крупные города.
- А этот Перечень - закрытый?
- Нет, раз в полгода он обновляется соответствующими нормативными документами ГТК России. Фирма-производитель, которая заинтересована в продвижении своего товара на российский рынок, вместе со своим доверенным лицом - импортером должна обратиться в ГТК России для того, чтобы импортер был включен в этот Перечень. Затем производится достаточно серьезная проверка, и если ее результаты удовлетворительны, то фирма вправе ввозить машины в упрощенном порядке.
- Насколько часто у вас происходят конфликты с импортерами?
- Наш таможенный пост существует с августа прошлого года, и за это время конфликтов не было. Для организаций, поименованных в Перечне, процедура достаточно простая, хотя мы периодически требуем представлять дополнительные документы, касающиеся их деятельности. Если меняются какие-либо сведения об импортируемых товарах или компании-импортере, вплоть до того, кто ставит подпись на инвойсе, нас необходимо об этом уведомить.
Понятно, что, работая с фирмой, которая не входит в Перечень и не имеет прямого контракта, мы руководствуемся контрольным уровнем цен, а также ценами на дополнительное оборудование, информацию о которых нам предоставляют фирмы-производители. Как я уже говорил, если реальная цена отличается от декларируемой, мы предлагаем импортеру провести условную оценку. Если он не согласен, то мы выписываем направление и импортер последовательно отправляется в Центральную акцизную таможню, в Центральное таможенное управление, в ГТК России. Один из этих органов выносит окончательное решение. Наш пост - это отправная точка, а решение в случае конфликта по поводу таможенной стоимости автомобилей принимает вышестоящий таможенный орган.
 
Берещук Аркадий   
 
Беседовала Александра Кочеткова

К оглавлению



Вход | Регистрация