Таможня * Грузы * Транспорт


Возмещение НДС при реализации товаров на экспорт

10.12.01

Возмещение НДС при реализации товаров на экспорт

Возмещение НДС при реализации товаров на экспорт давно является одной из самых больных тем во взаимоотношениях экспортеров и налоговых органов.
Давно существует проблема "лжеэкспорта", когда товар за границу не вывозится (или вывозится совсем другой товар), а в налоговые органы представляются сфальсифицированные таможенные документы, подтверждающие экспорт.
В последнее время налоговые органы столкнулись с иной схемой. Чаще всего экспортер товара не является его производителем, а покупает его у посредника. Это нормально. Однако недобросовестные экспортеры стали искусственно выстраивать длинные цепочки посредников, "фирм-однодневок", которые на бумаге перепродают товар друг другу. Естественно, при каждой перепродаже "накручивается" НДС и стоимость товара возрастает. К концу отчетного периода посредники-однодневки исчезают, не уплатив в бюджет никаких налогов. В результате экспортер, осуществив вывоз товара, предъявляет к возмещению сумму НДС, в несколько раз большую, чем была реально уплачена в бюджет.
Для противодействия такой схеме налоговые и таможенные органы решили объединить свои усилия. Результатом их совместной деятельности стал зарегистрированный в Минюсте России приказ ПК России и МНС России от 21 августа 2001 г. № 830 и БГ-3-06/299 (соответственно) "Об усилении таможенного и налогового контроля при декларировании товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта".
Данный приказ базируется на двух исходных позициях.
Как следует из ст. 169 Налогового кодекса РФ, счет-фактура, выставляемый налогоплательщиком своему покупателю при реализации товаров, является не только документом, по которому покупатель должен уплатить предъявленную ему продавцом сумму НДС, но и основанием для предъявления уплаченной им суммы налога к вычету и возмещению.
В соответствии со ст. 173, 174 и 182 Таможенного кодекса РФ ГТК России определяет перечень документов и сведений, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля, которые таможенный орган вправе запросить, а декларант обязан представить по такому запросу.
На основании названного приказа к перечню таких документов, необходимых для помещения товара под таможенный режим экспорта, отнесена копия счета-фактуры (проформы), полученная экспортером у продавца, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации и содержащая отметку о регистрации в налоговом органе.
Таким образом, теперь до начала таможенного оформления вывозимых товаров экспортер должен посетить налоговый орган по месту своего учета, где будет осуществлена регистрация счетов-фактур (проформ): "путем проставления соответствующих отметок налогового органа на двух копиях счетов-фактур и счетов-проформ".
При этом одна копия документа остается в налоговом органе для использования при проведении налогового контроля, а другая подлежит возврату налогоплательщику. В результате у налогового органа появляется исходная информация, для того чтобы затем в ходе налоговой проверки раскрутить всю цепочку "лжепосредников". Кроме того, ряд недобросовестных экспортеров просто откажется от такой схемы, понимая, что она "засвечивается" в налоговом органе и сам экспортер вскоре станет объектом налоговой проверки.
Тем не менее, степень эффективности данной меры пока оценить довольно сложно.
Во-первых, как видно из приказа, счета-фактуры (проформы) необходимы налоговому органу для последующих проверок, а в момент их регистрации налоговый орган не будет устанавливать, уплачен ли НДС лицом, продавшим товар экспортеру.
Во-вторых, не вполне понятно, что будет делать налоговый орган, даже установив, что НДС продавцом не уплачен, а сам продавец исчез. Ведь следует еще доказать, что посредник был специально создан для перепродаж с целью увеличения суммы НДС, которую впоследствии предъявит к возмещению экспортер.
В-третьих, отказ в возмещении НДС может быть связан только с непредставлением подтверждающих документов, указанных в ст. 165 Налогового кодекса РФ. Если же все документы представлены надлежащим образом, то отказать в возмещении НДС налоговый орган не вправе, даже если ему очевидна вся цепочка "лжепосредников".
Иными словами, закон не увязывает возмещение НДС с тем, в каком размере данный налог был фактически уплачен в бюджет по предыдущим сделкам с этим товаром.
Действительно, эффективными меры борьбы с такой схемой станут только в том случае, если будет принято предложение налоговых органов о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, предоставляющее им право возмещать НДС экспортеру, только если все Посредники уплатили налог.
В соответствии с рассматриваемым приказом необходимость регистрировать счета-фактуры (проформы) для целей экспорта отсутствует при вывозе товаров:
- непосредственно их производителем (производство экспортируемых товаров является основным предметом деятельности организации). Тем не менее, факт того, что организация сама производит экспортируемый товар, опять же должен быть подтвержден в налоговом органе по месту учета;
- облагаемых вывозной таможенной пошлиной, в том числе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, за исключением лома и отходов цветных и черных металлов, а также шкур и кожи животных;
- являющихся продуктами переработки товаров, ранее помещенных под режимы переработки на таможенной территории или переработки под таможенным контролем.
 
И. Новокшонов,
директор таможенно-правового департамента
юридической фирмы И.Л.Т.С.
10.12.2001




К оглавлению



Вход | Регистрация