Таможня * Грузы * Транспорт


Возврат НДС при экспорте товаров

17.09.01

Возврат НДС при экспорте товаров

Последнее время со страниц многих центральных газет не сходит тема возврата НДС при экспорте товаров. Сегодня этим вопросом занимаются и в Адрминистрации Президента, и в аппаратах его полномочных представителей на местах. Вопрос из обыденного перерос в стратегический, в проблему, реально угрожающую экономической безопасности страны.
      Тема эта получила новое звучание пару-тройку лет назад, когда, найдя лазейку в законодательстве, "предприниматели" расширили ее до размеров дыры, через которую из федерального бюджета выкачиваются колоссальные денежные средства.
      Сегодня не только отдельные районы, но и целые субъекты Федерации превратились в "красные" области. Причем это цвет не политической, а экономической окраски, означающий, что по данному административному образованию из бюджета возвращается денежных средств больше, чем территория перечисляет налогов в бюджет.
      Схема получения средств предельно проста. В соответствии с законодательством при экспорте товаров не происходит начисление и уплата НДС. При этом экспортер имеет право получить возмещение тех сумм налога, которые были им уплачены при приобретении товаров, сырья или комплектующих у продавца или производителя. Одной из особенностей схемы является то, что законодательно не установлена обязательность перечисления продавцом или производителем полученной суммы НДС в бюджет как одного из условий для возврата этой суммы экспортеру. Используя схемы возвратов так называемые предприниматели устраивают длинные цепочки подставных посреднических фирм "однодневок". Создаются они исключительно с целью проведения нескольких опе-
      раций по перепродаже товаров на внутреннем рынке, с тем чтобы нельзя было найти начальный пункт движения товаров и конечный пункт получения денежных средств.
      Существуют "однодневки" не более трех месяцев, и когда приходит пора сдавать квартальный отчет, они тихо "умирают". Для возврата сумм НДС используется несколько схем.

Ложный экспорт

      Несколько лет назад по стране прокатилась волна скандалов, связанных с ложным экспортом, в которых оказались замешаны в том числе и крупные российские предприятия-экспортеры. Товар оформлялся на экспорт, но для возврата НДС налоговым органам предъявлялись фиктивные документы о вывозе товара или документы были настоящими, только товар фактически таможенную границу не пересекал. НДС возмещался экспортеру, а товар пускался в реализацию в соседней области и его следы быстро терялись.
      Еще большую криминализацию схема получила, когда в ней стали участвовать сотрудники таможенных органов. Например, товар на самом деле отправлялся на экспорт, но затем таможенники меняли на него документы и товар становился более дорогим. Когда через некоторое время экспортер или налоговый орган обращался в таможню за подтверждением факта вывоза, то другой сотрудник таможни, ничего не подозревающий о подмене документов, с чистым сердцем такой вывоз официально подтверждал.

Завышение таможенной стоимости

      Завышение таможенной стоимости, основу которой составляет стоимость самого товара. Таким образом, чем она выше, тем большую сумму составляет НДС, подлежащий возмещению.
      Например, фирма А покупает у фирмы Б партию деревянных прищепок за 10 рублей. Пропустив через пару посредников, стоимость данной партии увеличивается до 10 тысяч рублей. Прищепки продаются в некую африканскую страну для использования при сушке банановых листьев на морском бризе. Реальных расчетов между посредниками и уплаты налогов в бюджет не производится, а государству предъявляются документы на возврат 2 тысяч рублей, которые экспортер прищепок и получает.
      Следует напомнить, что одним из условий возмещения НДС является поступление на счет экспортера валютной выручки. Варианты решения этой "проблемы" также просты. Начиная от "липовых" банковских документов о поступлении валютной выручки до расчетов в рублях на территории России или через банки государств, работающих с рублями. Второй вариант более простой, так как не надо думать о том, чтобы делиться с государством 75 процентами своих валютных доходов.

Экспорт интеллектуальной собственности

      В соответствии с действующим таможенным законодательством при перемещении через границу декларируются только товары, а таможенное оформление экспорта работ и услуг не предусмотрено.
      С этой целью заключается договор на оказание так называемых маркетинговых услуг, то есть на изучение рынка той или иной страны. Результаты "исследования" записываются на магнитный диск, который вывозится за границу и при этом добросовестно декларируется на таможне. Стоимость такого диска 100 001 доллар США, из которых 1 доллар - цена одной дискеты и 100 тысяч долларов - "продукта умственного труда", например динамики изменения количества воробьев, прилетающих в различные дни на колхозные рынки Москвы.
      На таможне фактически фиксируется вьюоз одного магнитного носителя информации с записью, что и подтверждается налоговой службе. А 20 тысяч долларов США, якобы уплаченных в качестве НДС, приходится возвращать "исследовательскому центру"...
      Есть и другие схемы выкачивания денег из государства. Однако существовали они не всегда или масштабы оттока средств из бюджета были не столь катастрофичны. Так, до 1 января 1996 года Закон о НДС содержал положение, в соответствии с которым претендовать на возврат НДС могло только непосредственно предприятие - изготовитель экспортируемых товаров. Затем в Закон было внесено дополнение, позволяющее заявлять возвратный НДС не только производителю, но и посреднику-перекупщику любой очереди. От НДС стали освобождаться "экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные..."*.
      _________________________________________________________________
      * Федеральный закон РФ от 01.04.96 № 25-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96).
      
      Справедливости ради надо отметить, что при экспорте подакцизных товаров возврат (зачет) сумм акциза производится только непосредственному производителю.
      Видится, что хотя бы частичное решение данной проблемы возможно за счет возврата к ранее существовавшим формулировкам Закона о НДС, которые необходимо воспроизвести в главе 21 Налогового кодекса России. Наделение правом обращаться за возвратом НДС при экспорте только производителя-экспортера позволит снизить накал страстей.
      Хотя более предпочтительным выглядит иной вариант: на возврат может претендовать любой экспортер товаров при условии, что сумма НДС, ранее уплаченная поставщику или производителю, фактически поступила в бюджет. Обмен информацией при этом должен идти на уровне налоговых служб, что позволит уменьшить возможность фальсификации информации.
      Варианты решения этой проблемы предлагаются разные. Например, советник Министерства финансов В. Конторович рекомендует использовать спецсчета для расчетов по НДС, полагая, что рано или поздно эта сумма (НДС, полученный от покупателя. -В. К.) окажется в бюджете.
      Блажен, кто верует. Скорее всего, эта сумма в бюджете не окажется никогда. Кто или что может заставить промежуточную "однодневку" перечислить деньги в бюджет?!
      Сегодня уже не только налоговые органы бьют тревогу и кричат об этой проблеме во весь голос. Для ее решения подключены усилия всех правоохранительных структур: налоговой полиции, таможни, прокуратуры, ФСБ и милиции.
      Вместе с тем нельзя не задаться вопросом: почему проблемой НДС озабочены одни силовики, а законодатели пребывают в безмятежности?
      Сложившееся положение напоминает ситуацию, когда сидящий за пультом управления крана наблюдает, как, облепив со всех сторон бетонный блок под названием "возврат НДС при экспорте", лежащий поперек дороги, по которой текут доходы в бюджет, работники прокуратуры, полиции, таможенники, налоговики и представители других "компетентных" органов пытаются голыми руками сдвинуть этот блок с места. Шума много, спины у всех мокрые, все друг на друга кивают, а "вози ныне там".
      
      Уважаемые законодатели! Позвольте заниматься нам более реальными делами, чем борьба с ветряньши мельницами. Позвольте руководителям силовых правоохранительных ведомств направлять усилия на реальную борьбу с криминалом, с реальными нарушениями законодательства, а не на то чтобы силевыми методами пытаться решить вопрос якобы имеющих место нарушениях закона, тогда как именно законом такие действия по возврату НДС предусмотрены.
      Возможность законного возмещения НДС фактически провоцирует изобретение незаконных схем, позволяющих закон использовать. Если закон начинает приносить вред государству, его надо менять.
      Изменение законодательной базы сэкономит сотни миллионов рублей, впустую тратящихся правоохранительорганами, так как отдача от всех заградительных операций примерно равна нулю, и миллиарды рублей, которые реально возвращаются из бюджета страны.
      
В. Кулешов, начальник   
Службы таможенных   
доходов СЗТУ России   
      
Комментарий   
Е. МАЛЯРОВ, нач. отдела Главного   
управления тарифного и   
нетарифного регулирования ГТК России   
17.09.2001  




К оглавлению



Вход | Регистрация